Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО |
Педагогика | |||
Автор: Жолобова Оксана Сергеевна | |||
17.06.2018 12:50 | |||
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО Жолобова Оксана Сергеевна учитель-логопед МБДОУ ДС №38 «Колобок» г. Туапсе МО Туапсинский район По закону «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО каждый ребенок имеет равные возможности в получении образования, возможности быть готовым к школьному обучению на своем уровне, соответственно своим личностным особенностям. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ и детей – инвалидов не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. В нашем ДОУ открыты группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и группа комбинированной направленности, которую посещают дети — инвалиды с нарушением слуха.
Основная цель коррекционно-педагогической работы педагогов ДОУ — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ и ребёнка – инвалида, выравнивание его речевого и психофизического развития и обеспечение его гармоничного включения в коллектив сверстников. В связи с этим рабочей группой нашего образовательного учреждения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, была разработана адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования и индивидуальные образовательные маршруты, составленные с учетом индивидуальных особенностей развития каждой категории детей. Развивающая предметно-пространственная среда в этих группах организована в соответствии с ФГОС ДО, т. е. содержательно — насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная, создана с учётом возрастных и психологических особенностей старших дошкольников. Зонирование помещений продумано таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие речевых и познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах. Для этого в группе сформированы небольшие субпространства – так называемые центры активности. В каждом Центре содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. Материалы заменяются по мере того, как дети приобретают новые навыки, знания, как появляются новые интересы. В групповой комнате у нас проходит как фронтальная, так и подгрупповая деятельность. Благодаря нашей администрации (приобретение «Мультимедийного оборудования», песочных столов с подсветкой) образовательный процесс стал более интересным, зрелищным, комфортным. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в нашем детском саду строится на взаимодействии следующих специалистов: учитель – логопед (учитель – дефектолог), педагог — психолог, музыкальный руководитель, медицинские работники, воспитатели группы. Воспитатели группы осуществляют работу по развитию навыков общения детей с ОВЗ со сверстниками, выполняют и компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром. Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музукотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. Медицинский работник осуществляет изучение и оценку соматического здоровья и состояния нервной системы ребёнка с ОВЗ в соответствии со средневозрастными критериям. Работа педагога — психолога включает следующие направления: коррекционно – развивающая работа по развитию высших психических функций; работа с детьми, имеющими отклонения в поведении; коррекция агрессивности; профилактическая работа по развитию эмоций. Я, Жолобова Оксана Сергеевна, учитель – логопед (учитель – дефектолог), работаю над развитием связной речи, грамматическим строем речи, развитием слухового восприятия и коррекции произношения. В качестве основных технологий применяю: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, технологию развивающего обучения, информационно-коммуникативные технологии. Опыт работы с детьми с ОВЗ и детьми — инвалидами показывает, что такие воспитанники требуют к себе особого внимания, поэтому использую в своей работе «Песочную терапию». «Чудо – песочницы» с подсветкой позволяют сделать НОД увлекательнее, ведь занятия проходят в непринужденной и легкой для воспитанников форме игры, формируя полезные навыки и помогая развитию всех мыслительных процессов, развитию речи, разрядки агрессивных импульсов, снятию мышечного и эмоционального напряжения, тревоги. «Песочная терапия» способствует развитию творческого мышления, эстетических и художественных навыков и умений, креативности, развитию навыков взаимодействия друг с другом на групповой НОД. Широко использую фонетическую ритмику, так как она включает в себя комплекс упражнений (по формированию речевого дыхания, дикции (артикуляционная гимнастика), на автоматизацию поставленных звуков, для развития речевой интонационной выразительности, логоритмические упражнения, на развитие выразительной мимики, жестов, элементы пантомимы; на разыгрывание мини – диалогов, потешек, песенок, стихов). Упражнения использую в организационных моментах или на физминутках. Применяемые технологиипозволяют дольше сохранить работоспособность дошкольников, а также повысить интерес к НОД. В нашем ДОУ широко используется театрализованная деятельность – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитание творческой направленности личности, а фонетическая ритмика является неотъемлемым подспорьем в этом. Таким образом, коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ и детьми — инвалидами строится на основе теории интеграции образования, личностно – ориентированного подхода, на принципах соблюдения интересов ребёнка, системности, непрерывности, носит рекомендательный характер оказания помощи. А правильно организованная предметно – развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка с ОВЗ. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с особыми образовательными потребностями, чем достигается эффективность и стабильность результатов.
|