Современные подходы к построению взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС ДО |
Педагогика | |||
Автор: Яценко Светлана Владимировна, Дубко Ольга Владимировна | |||
01.06.2018 18:16 | |||
Современные подходы к построению взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС ДО Авторы:
МБДОУ д/с № 21 Тимашевский район Краснодарский край «Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя». (А. Н. Острогорский) Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов в вопросах положительной социализации и формирования коммуникативных компетенций у ребенка дошкольного возраста.
Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т. А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). По их мнению, семейный институт — есть институт эмоциональных отношений. Пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Именно в семье ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, учится понимать чувства, настроения других людей, проявлять сочувствие, внимание, заботу о своих близких. Решая проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников, в ДОО пересмотрели содержание и качество воспитательно-образовательного процесса. Это поставило педагогический коллектив перед необходимостью искать в лице семьи союзника, партнера для решения задачи приобщения дошкольников к социокультурным нормам и ценностям, принятых в обществе. (Пункты 1.4. 5, 1.4. 6. ФГОС ДО). Целью работы ДОО было: позитивное усвоение социокультурных норм и ценностей детей дошкольного возраста через развитие социального партнерства ДОО и семьи. Модель социального партнерства с родителями: В настоящее время родители охотнее принимают участие в нетрадиционных формах взаимодействия (круглый стол, мастер-классы, родительские всеобучи, семинары- практикумы, игровые тренинги, проекты), которые располагают на активное участие самих родителей. Такие встречи активизируют их внимание, способствуют более легкому восприятию предлагаемого материала, побуждают к обмену собственным опытом семейного воспитания. Родительские встречи в ДОО проводятся с использованием информационно-коммуникационных технологий (видеоотчеты, видеофрагменты режимных моментов, фрагменты образовательной деятельности). Родителям всегда интересно увидеть именно своего ребенка в той или иной деятельности, проанализировать результат его труда, особенности общения и пребывания в детском коллективе. В рамках дискуссий «Воспитание ребенка начинается с себя», «Идеальный родитель: какой он?» обсуждаются различные педагогические ситуации, совместно разбираются в разных направлениях и методиках, выясняется, какой стиль воспитания не повредит ребенку, а, наоборот, будет способствовать гармоническому развитию его личности. В дружественной атмосфере родительской гостиной «С чего начинается Родина?» семьи представляют имеющийся опыт в вопросах формирования у дошкольников начала гражданственности. Обсуждаются проблемы приобщения детей к родной культуре и воспитания нравственности. Интересно проходят «Аукционы секретов воспитания», где лот — это проблема, возникающая в процессе воспитания ребенка. Задача взрослых — оценить ее актуальность в каждой конкретной семье, важна ли она или нет. Для этого в руках родителей оказались «плюсы» и «минусы» и каждый участник мог высказать свою точку зрения, вступить в беседу, обменяться собственным опытом. Посредством родительских конференций в занимательной форме совместно моделируются и проигрываются жизненные ситуации по темам «Совместный труд с детьми дома», «Как воспитать ребенка-оптимиста», «Безопасное детство», «О воспитании инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками». Родители признаются, такие мероприятия помогают семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей. Результативным методом социального партнерства с родителями является использование проектной деятельности. В процессе совместной работы над проектом развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается содержательно интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая близким взрослым уже в знакомых ситуациях новое. Реальная жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием, которое представлено в виде альбомов, увлечений, традиций, коллажей и т.д. В ДОО разработаны и реализованы следующие проекты:
Традиционным стало проведение ежегодной акции: «Подари книгу детям». Косвенная задача акции — организовать ее так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. Живой интерес и даже удивление родителей вызвала тематическая неделя «Мои желания», в завершении которой появилось «Дерево Желаний». Дети делились своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Каково же было восхищение родителей, когда они прочли желания своих детей: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились». Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям. Семейные газеты на темы: «Я и моя семья», «Наши достижения», «Коллаж интересов». Родители оформляют информацию о семье, о ребенке, его достижениях, увлечениях и т. д. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду, развиваются навыки общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формируется социальный и эмоциональный интеллект. Все это — именно то, на что направлено социально-коммуникативное развитие. Организация взаимодействия с семьей – работа, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
|