Методическая разработка «Педагогическая поддержка в контексте с ФГОС ДО» |
Педагогика | |||
Автор: Никонова Мария Николаевна | |||
16.01.2017 02:22 | |||
Методическая разработка «Педагогическая поддержка в контексте с ФГОС ДО» В данной статье речь пойдет о методе педагогической поддержки, а именно о теоретических основах этого понятия. Понятия педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка обучающихся, сравнительно новое для системы образования России как школьной, так и дошкольной. В целом педагогическая поддержка-это особое направление педагогической деятельности, реализующая принципы личностно-ориентированного образования, которое предусматривается (ФГОС федеральным государственным образовательным стандартом) и законом об образовании. Оно не только провозглашает обучающегося субъектом образования, но и стремится обеспечить субъект — субъектные, равноправные отношения взрослого и ребенка. Таким образом, педагогическая поддержка обеспечивает уход от авторитарного стиля в педагогике, где цель образования определяет сам педагог, а ребенок является лишь объектом образования.
Напомню, что в педагогике выделяют три стиля взаимодействия с детьми: авторитарный, либерально-попустительский, демократический стиль. Еще есть промежуточный – манипулятивный стиль. Вернемся к демократическому стилю. Понятие «Педагогическая поддержка» в отечественную науку было введено Олегом Семеновичем Газманом. Данный термин он рассматривал с точки зрения процесса индивидуального развития и саморазвития личности ребенка. Олег Семенович, теоретически обосновывая идею педагогической поддержки, отмечает, что суть ее состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть то, или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Конечно, методика была разработана для школы, но ее основные принципы, и даже некоторые приемы можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Рассмотрим определения термина педагогическая поддержка. Под педагогической поддержкой Олег Семенович Газман понимал превентивную (неотложную) и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). Таким образом, Олег Семенович Газман понимает педагогику поддержки, как деятельность личностно-ориентированного образования, где ребенок не объект, а субъект взаимодействия взрослого и ребенка. В зарубежном опыте тоже существует термин педагогическая поддержка, например Вальдорфская педагогика рассматривает принципы педагогической поддержки как Олег Семенович Газман. В методике М. Монтессори педагогическая поддержка рассматривается иначе. Хотя, М. Монтессори определяет педагогическую поддержку как: «Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам». Она позиционирует педагогику поддержки, как монипулятивный метод, где ребенок не субъект, а объект педагогического воздействия. Олег Семенович Газман охарактеризовал следующие гуманистические принципы воспитания, как наиболее важные:
Педагогическая поддержка оказывается как по запросу ребенка, так и в том случае, если учитель видит, что ученик может справиться с ситуацией сам, но не уверен в своих силах или, же в «правильности» выбора. Ключевыми словами при определении понятия педагогической поддержки мы называем «чувство плеча», то есть создание такой атмосферы, проживая в которой ребенок четко знает — у него есть на кого опереться: «мы рядом, мы вместе» Роль педагога — «друг», «плечо». Н. Б. Крылова, продолжая идеи Газмана, для нас педагогов, разработала нормы педагогической поддержки, которые мы можем использовать в своей профессиональной позиции:
Таким образом, Олег Семенович Газман заложил практические основы педагогической поддержки. Он подчеркивал, что ребенок в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя не просто в активных и позитивных поведениях. Он вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества с взрослым. И так, в целом можно сказать, что педагогическая поддержка-это особое направление педагогической деятельности, реализующая принципы личностно-ориентированного образования, которое предусматривается (ФГОС федеральным государственным образовательным стандартом) и законом об образовании. Оно не только провозглашает обучающегося субъектом образования, но и стремится обеспечить субъект — субъектные, равноправные отношения взрослого и ребенка.
|