Длительные творческие игры — высшая ступень развития детской игры |
Педагогика | |||
Автор: Скворцова Светлана Георгиевна | |||
24.01.2018 23:19 | |||
Длительные творческие игры — высшая ступень развития детской игры Наблюдая за творческими играми детей дошкольного возраста, можно видеть, что игры старших дошкольников уже более сложнее как по содержанию, по использованию средств отображения реальной жизни или современных мультяжных сюжетов, так и по организации. Часто это длительные творческие игры т.е. игры, в которые играют долгое время (неделю, две, месяц и. д.), постоянно развивая сюжет, усложняя содержание, игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей, отражающие их психическое развитие. Содержание этих игр преимущественно связанно с современной жизнью (игра в космических пришельцев, сказочных спасателей, черепашек –Нидзя, приключения Ниндзяго…), или с наиболее любимыми героями сказками «Дружба- это чудо»: Пинки-Пай, Радуга-Дэш, Искорка, Флатер-Шай… и т.д. Именно длительные творческие игры приобретают особое значение в плане одновременного решения задач умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания старших дошкольников.
Во-первых, в длительной игре содержание непрерывно развивается, усложняется по мере приобретения детьми новых знаний об окружающей жизни, развития их умения комбинировать эти знания и умения, делать самим все необходимое для игры. Во-вторых, в длительной игре у детей быстрее вырабатываются навыки и привычки и коллективной жизни, растет их самостоятельность в организации своих действий. Ребята настолько вживаются в роль, что зачастую чувствуют себя в ней и тогда, когда уже не играют. В таких случаях педагогу легче всего воздействовать на ребенка через его любимый образ. Через роль не только во время игры, но и вне ее. В третьих руководство длительной игрой требует особого внимания со стороны воспитателя. Это обьясняется прежде всего творческим характером игры, необходимостью постоянно развивать, усложнять ее сюжет, содержание и заключается в том, что чтобы поддерживать интерес детей к игре, воспитатель должен постоянно давать им новые яркие и четкие знания. Длительная игра требует от воспитателя особого продумывания взаимоотношений детей. В такой игре, как правило, все они проявляют больше самостоятельности, вымысла, творчества в выборе действий, при распределении ролей, при использовании подсобных материалов. И вполне естественно, что происходят столкновения различных замыслов и мнений, возникают конфликты. На педагога возлагается большая ответственность воспитывать умение детей согласовывать свои интересы с интересами коллектива, умение помочь товарищу в осуществлении замысла, в выполнении определенной роли. Появление длительных творческих игр закономерно и психологически оправдано в связи с развитием ребенка как личности. На определенной стадии развития личности ребенка, развития его игровой деятельности, когда под влиянием воспитания у него формируется о мужестве и храбрости, о хорошем и дурном, у него появляется и устойчивый интерес к одним и тем же играм, появляется любимые герои. Воссоздание которых в игре доставляет ему радость, удовольствие, наслаждение. Основной признак длительной игры- это устойчивый интерес ребенка к роли, им выполняемой, и к определенной теме игры. Выступая в той или иной роли, он должен иметь довольно четкие представления о персонаже, им изображаемом, о его действиях, поступках, нравственных качествах, в соответствии с этим у него возникают мотивы определенного поведения. Длительная игра дает возможность уточнять углублять представления детей об изображаемом им персонаже, в ней ярко раскрывается отношение ребенка к роли, с одной стороны, а с другой – происходит влияние ее на его поведение, формирование под этим влиянием личности ребенка. Беря на себя роль он искренне живет в ней. «Свою особу ребенок ассоциирует со всеми проходящими через его сознание героями и со всеми их свойствами» — писала И.М. Сеченова. — Сливая себя с любимыми образом, ребенок начинает любить все его свойства. Пробудившиеся у ребенка не исчезают, проявляясь на протяжении длительного времени, они закрепляются у него в коре головного мозга, становятся более устойчивым. Мы уже говорили, что длительная игра, как наиболее высокая ступень развития детской игры, характерна для детей старшего дошкольного возраста. Это связано прежде всего с теми существенными изменениями, которые происходят в психическом и умственном ребенка 6-7 лет. В старшем дошкольном возрасте интенсифицируется процесс развития речи детей. В ней уже в большой степени могут проявляется их эмоции, личный вкус в подборе языковых средств. Совершенствуется употребление речи при общении с другими людьми. Слова воспитателя – его обьяснения, дополнения, вопросы- углубляют познание, направляют, регулируют деятельность и поведение детей. Дети руководствуются указаниями взрослого, его обьяснениями при выполнении какой-либо работы. И в самостоятельной деятельности они тоже начинают вначале мысленно составлять план, а потом уже выполнять свою работу, т.е. детям этого возраста уже доступны элементы планирования своей деятельности. Старшие дошкольники хорошо знают свойства многих предметов, умеют анализировать и сравнивать их, могут устанавливать разнообразные связи между вещами и явлениями обозначать эти связи словами. Возрастает умение детей выделять типичное, существенное, классифицировать предметы по общим основным признакам. Они уже больше рассуждают, сопоставляют, приходят к каким- то своим умозаключениям, в основе которых лежат процессы анализа и синтеза. Накопительный опыт повышает возможности понимания, осмысления ребенком различных фактов, что является одним из показателей возникновения у него элементарных форм логического мышления. На развитие воображения старших дошкольников оказывает большое внимание обучение, все возрастающий запас знаний и их логическое осмысление, уточнение, конкретизация. Все больше знаний дети получают из художественной литературы, в результате просмотров специальных телепередач, из рассказов родителей и воспитателей, из бесед с ними, т.е. словесным путем. Возникающие в воображении ребенка образы, ситуации, действия он реализует в своих играх, рисунках, рассказах. Богатство воображения Зависит от накопленных его памятью представлений и от усвоенных знаний. От понимания и осмысления картин, от активной работы мысли. Наличие воссоздающего воображения у детей старшего дошкольного возраста способствует тому, что их игры становятся богаче по содержанию, интереснее и увлекательнее по выдумке, замыслу. Построение образов в этом случае приобретает творческий, сознательный, активный характер. Ребенок не просто воспроизводит жизнь, слепо копируя ее, а в изображение тех или иных ситуаций, персонажей вносит много своих элементов, свободно комбинируя впечатления жизни с содержанием сказок, мультфильмов, рассказов, придумывая что-то свое. Воображение детей становится активным и имеет целенаправленный характер. Активное воображение проявляется во всех видах детской деятельности. Важнейшей предпосылкой возникновения и развития длительной игры является воспитание у детей нравственных и коммуникативных чувств. Воспитание нравственных чувств- процесс сложный. Чувства эти не врожденные, а побуждаются у ребенка под воздействием социальной среды и воспитания. Потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками у детей проявляться рано. Мотивами для общения могут быть стремление получить одобрение со стороны окружающих, любознательность, свойственная дошкольникам исключительная непосредственность, стремление удовлетворить пробудившийся интерес, желание поделиться со сверстником своей радостью или огорчением, стремление откликнуться на него переживания, оказать ему помощь. И эти коммуникативные чувства возникают на основе общения. Но дружба в дошкольном возрасте имеет свои психологические особенности с одной стороны, это крайняя эмоциональность и искренность переживаний, а с другой – недостаточная осознанность мотивов дружбы. Чаще всего дружба возникает в результате чисто внешних причин: внешний вид ребенка, наличие у него интересных игрушек, проживание в одном микрорайоне., в одном доме... Но однако при правильном воспитании эти внешние причины пробуждения чувства дружбы помогают сформировать и более глубокое чувство, основанное на единстве развивающихся интересов. В дошкольном возрасте появляется у детей зачатки чувства собственного достоинства, которое предполагает в развитом виде «осознание понимания своих сил, успехов в общественной деятельности, ее моральных качеств». Вначале чувство собственного достоинства связано лишь с внешними формами поведения. С развитием у детей сознания и самосознания, с расширением морального опыта чувство собственного достоинства превращается в осознанное понимание своих сил и положительных сторон, своих успехов и достижений. Воспитания у детей чувство собственного достоинства, педагог воспитывает у них и умение уважать достоинства других. Самое существенное в воспитании у детей нравственных чувств- это непосредственное проявление их в деятельности детей, в их поведении и поступках. При воспитании чувства необходима глубокая связь знаний. Оценочных отношений и практических действий. У детей старшего дошкольного возраста наблюдается сравнительно высокий уровень общения со сверстниками и, следовательно, имеется возможность и необходимость систематического и целенаправленного воспитания чувства коллективизма, дружбы, товарищества. Эти чувства проходят сложный путь развития: от представленной о хорошем и плохом, о добре и зле до конкретного проявления чувства в реальных поступках, действиях, во взаимоотношениях со сверстниками. Становления этих коммуникативных чувств способствует возникновению и развитию длительных сюжетно-ролевых игр, в то же время в процессе этих игр при умелом руководстве ими воспитателя происходит дальнейшее развитие личности ребенка, развитие у него этих чувств. Как показывает практика, длительные творческие игры способствуют и более интенсивному, чем в кратковременных играх, умственному развитию старших дошкольников. Любая игра предусматривает наличие трех компонентов: действия, знания и общения. Действия ребенка с предметами в игре носят преобразующий характер. Ребенок в игре – неутомительный исследователь: он узнает свойства и качества реальных предметов, способы действия с ним и в зависимости от замысла игры, от развития сюжета он «переплавляет» жизненный опыт, заменяет одни предметы другими, комбинирует знания. Переплетая реальность с выдумкой, фантазией. В развитии сюжета игры прослеживается логическая последовательность действий, совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых событий и явлений реального мира. Приобретение знаний об окружающем мире, способов действий с предметами осуществляется, естественно, на занятиях. Игра же – показатель того, как ребенок усвоил эти знания, насколько интересно, увлекательно он преобразует полученную информацию в связи с усвоенным. Разнообразие игр, их сложность и интерес, который они возбуждают в детях, возрастает по мере того, как прогрессирует умственное развитие детей в самом широком понимании его. Одной из существенных сторон умственного развития является умственная активность. Длительная творческая игра, в которой дети анализируют и обобщают полученную информацию, сталкиваются с необходимостью углубленного восприятия предмета путем изучения его характерных частей, сравнения его с другими предметами, близкими по форме, устанавливают связи между формой конструируемого предмета и его назначением, что в свою очередь, приводит к открытию нового, неизвестного, способствует развитию умственной активности детей. Длительная творческая игра требует постоянной работы мысли. Таким образом, индивидуальная работа воспитателя, участие в играх, особенно длительного характера, оказывают на ребенка огромное воспитательно – образовательное воздействие. Ведь для детей длительная творческая игра – это близкая реальная перспектива увлекательной деятельности. А в перспективе, как писал А.С. Макаренко, заложена диалектика воспитательного процесса в ней заключена теория завтрашней радости и возможность углубления эмоций. В длительных играх завтрашний день кажется лучше сегодняшнего. С каждым днем возникают новые интересные замысли, связанные с решением более сложных конструктивных задач (построить из строительного материала строительного материала Керченский мост в Крыму, кольцевую дорогу и т.д.), с увлекательным продолжением игры, открываются новые стороны выполняемой роли, глубже, осознаннее становятся знания и положительные эмоции. В длительной игре успешно формируется умственная и творческая активность детей при наличии единства воспитательно-образовательных задач. Это единство достигается таким построением педагогического процесса, в основе которого лежит взаимодействие игры и обучения, игр обучающих и творческих, игры и труда.
|