Семинар на тему: «МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС» |
Педагогика | |||
Автор: Исупова А.В., Настенкова А.В, Литвинова Ю.А. | |||
24.12.2017 07:25 | |||
Семинар на тему: «МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС» Подготовили воспитатели:
Цель семинара: выявить и обобщить знания педагогов о развивающей предметно – пространственной среде в группах ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Ход семинара:
Вопросы к мозговому штурму - Какие чувства вызвал у вас этот мультфильм……
3. Упражнение: «Грецкий орех» Задача: настроить участников на предстоящее мероприятие, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника. - У вас на столе находятся грецкие орехи, возьмите по одному ореху внимательно его рассмотрите, изучите его структуру, постараться запомнить все его индивидуальные чёрточки. Орехи складываются обратно, перемешиваются. Задача каждого участника – найти свой орех. - Кто как свой орех запоминал, кто какой стратегией пользовался, чтобы найти свой орех (запоминал особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другим. Так и дети: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои особенные черточки, своя красота и потенциал, своя индивидуальная способность. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество каждому воспитаннику. 4. Презентация – консультация для педагогов по теме: «Моделирование развивающей предметно — пространственной среды в возрастных группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования». Задача: познакомить педагогов с принципами и требованиями РППС ДОО в соответствии с ФГОС ДО и обобщить имеющиеся знания. Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей среды. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые будут способствовать полной реализации развития детей. В педагогике существует два понятия среды: Образовательная среда
Развивающая предметно-пространственная
Очень важно при формировании развивающей предметно-пространственной среды учитывать принципы её построения, рекомендованные федеральным государственным образовательным стандартом. Стандарт предъявляет требования и среда меняется, а меняется она в том случае, когда педагог ее принимает. Перед началом каждого нового учебного года перед нами, перед педагогами стоит одна проблема «Как обновить и разнообразить среду для наших детей» Чем бы нам таким украсить стены, чтоб было незатратно, быстренько, интересно для детей, мы думаем, ломаем голову, скачиваем различные варианты. Оказывается дело не в картинках!!!!! А понимаем мы это далеко не сразу. Было изучено содержание шкалы и сама методика оценивания и в процессе чего оказалось, что идея и принципы, заложенные в шкале практически идентичны основным положениям ФГОС. Например, одно из основополагающих принципов, это когда ребенок рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающая личность. А так же поддерживается идея сообщества детей и взрослых, на равных правах включённых в образовательный процесс. В состав шкал входят 7 подшкал:
В результате анализа подшкал мы выявили слабые стороны в работе и все это приводило к тому, что дети вели себя малоактивно и не самостоятельно во взаимодействии с предметной средой в группе.
На сентябрь месяц дети только были переведены в среднюю группу и это облегчило решение этой проблемы, дети адаптировались, и для них было все ново. Среда перемещается по группе. Например, книжный уголок, ребёнок может взять книгу и перемещаться по группе, нет определенного стульчика и стола, что именно здесь ты читаешь, ребенок может сам выбрать по своему желанию стол, или уединиться. И это все обговаривается с детьми и все закреплено в правилах нашей группы, которые создавались вместе с детьми.
Необходимо накапливать материал и менять его в среде. Дети к этому привыкают и каждый раз ждут, что нового появится на этой недели. И как вариант это обмен между группами.
Вместе с детьми вносили изменения в среде, делали осенние гирлянды, сигнальные карточки, создали правила группы, организовали выставку осенних поделок к чему привлекли не только детей, но и родителей. Получившаяся в результате предметно-развивающая среда нашей группы стала более комфортна и привлекательна. Игровые и учебные центры стали оснащены практически всеми необходимыми пособиями, а также дополнены любимыми играми и игрушками детей, которые были принесены детьми из дома. Все игры и материалы доступны для использования в самостоятельной деятельности. Для занятий имеется специально отведенное место, но место проведения занятий не ограничивается только одним центром. Практически на каждом занятии мы используем несколько центров, дети с удовольствием переходят от одного к другому, выполняя различные задания. В группе создан центр для игр стимулирующих активность детей с элементами спорта (мягкое метание, кегли, массажные коврики и т.д.) где дети могут заниматься, не мешая при этом тем, кто играет в спокойные игры. В группе нет специально отведенного места для уединения, но в ней есть центры, где ребёнок может отдохнуть, поговорить с другом или поиграть в тихую игру. Экспертом это уже рассматривается как уединение!!! Тематическое оформление группы так же играет важную роль при взаимодействии с предметно-пространственной средой в группе. Группа сама по себе является большим игровым пространством, местом воплощения всех фантазий. Она не может быть серой и скучной, она должна быть яркой и завлекающей ребёнка. С уверенностью можно сказать, что шкалы помогают построить путь развития дошкольной образовательной организации. При формировании среды мы педагоги находимся в поиске и порыве воплощения новых идей, сейчас мы просмотрим ролик, он поможет вам снять напряжение и настроится на дальнейшую творческую работу. 5. Квик настройка (природа) 6. Практическая работа педагогов. Цель: обобщить и закрепить знания педагогов по заявленной теме: «Предметно — пространственная развивающая среда ДОУ в соответствии ФГОС». Вы разделены на 3 команды. У вас на столах находятся маркеры, карандаши, ручки лист бумаги Задание: - Что вы можете внести в образовательную среду в своей возрастной группе, план мероприятий на неделю, у каждой группы своя тема: «Огонь друг, огонь враг» «Зимушка – зима» «День матери» - Какие сложности вы испытывали при составлении и защите проектов. Вы рискнули посмотреть на предметно-пространственную среду по новому, попробовали это представить, озвучили и у вас получилось, отойти от шаблонов и стереотипов и у нас есть для этого хороший пример в виде притчи. 7. Притча «Рискнуть попробовать». Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» — спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать». Не бойтесь пробовать будьте смелее и у нас все получится. 8. Рефлексия: Возmмите лист бумаги нарисуйте свою ладонь. Каждый палец — это позиция, по которой надо будет дополнить предложение, высказать свое мнение: БОЛЬШОЙ — для меня было важным и интересным… УКАЗАТЕЛЬНЫЙ — по этому вопросу я узнала… СРЕДНИЙ – мне было трудно … БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы… МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно… Ощутите себя Волшебником, немного, совсем чуть-чуть, и обратите внимание на новые ощущения, появившиеся в ВАС и действуйте!!!
|