Современное состояние проблемы формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста |
Педагогика | |||
Автор: Забродина Анастасия Владимировна | |||
21.10.2017 18:16 | |||
Современное состояние проблемы формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста Забродина А.В. ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева Г.Чебоксары Научный руководитель: к.п. н. Порфенова О.В. С самого рождения человек вступает в разнообразные отношения с окружающими. Отношение – это позиция личности ко всему, что её окружает и к самому себе. В социальных общностях (группах, коллективах) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения. Смысл? Взаимоотношение – отношение идущее от людей к людям, «навстречу друг другу» (В. В. Богословский). Между общением, с одной стороны, и отношениям — взаимоотношением с другой, существует определенная соотнесенность. Общение – это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь людей. Отношение и взаимоотношение – стороны общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. Взаимоотношение служит своеобразным содержанием общения (В. В. Богословский).
Взаимоотношениями в психологии обозначают сложную систему отношений, которые складываются между людьми. Взаимоотношения людей представляют собой особого рода внутреннюю преднастройку, установку, с позиции которой они подходят к общению друг с другом (Р. С. Немов). Взаимоотношения – личностные отношения индивидов между собой, возникающие в совместной деятельности (Е. И. Щербакова). В.И. Мясищев дает следующее определение этих отношений: «Психологическое отношение человека в развитом виде представляет целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной деятельности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия и переживания». Отношение к людям является решающим в процессе формирования личности и носит характер взаимоотношений. Личность проявляет себя в общении и совместной деятельности с другими людьми и формируется под влиянием этого общения. Деятельность и поведение, пишет В.И. Мясищев, одной и той же личности в каждый момент определяются его отношениями к различным сторонам действительности, отношениями, вытекающими в свою очередь из истории развития личности. Отношение человека к себе самому связано с его отношением к другим людям и их отношением к нему. Рассуждая, таким образом, В.И. Мясищев в типологии характеров первостепенное значение придает особенностям взаимоотношения человека с другими людьми. В общении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, положительными и отрицательными характером. М.И. Лисиной так же рассматривались проблемы взаимоотношений. В контексте деятельностного подхода к общению, взаимоотношения понимались ею как продукт или результат коммуникативной деятельности. Взаимоотношения и общение неразрывно связаны: отношения возникают в общении и отражают его особенности, а за тем оказывают влияние на протекание общения. Взаимоотношения – это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально-переживаемых связей между членами контактной группы (Т. А. Репина). Эти связи определяются в основном совместной деятельностью и ценностными ориентациями. Как видим, в отечественной психологии разные авторы с разных точек зрения подходят к определению содержания понятия «взаимоотношения». Общение, отношение, взаимоотношения не отделимы друг от друга. В.И. Мясищев отмечает, что отношения индивида к людям, как правило, являются и взаимоотношениями: будучи членами одной группы, участвуя в совместной деятельности, люди не могут так или иначе не относится друг к другу; взаимоотношения – это чувства, направленные на других людей. Взаимоотношения, как эмоциональный феномен, проявляются не только в общении и поведении людей, но и в переживаниях членов группы. Для многих психологов и педагогов типично употреблять понятия взаимоотношения и взаимодействия как тождественные. Например, Е.В. Субботский предмет своего сравнительного исследования взаимодействия маленького ребенка со взрослым и со сверстником обозначает и как отношение партнерства. С.Г. Якобсон при изучении ею совместной деятельности детей дошкольного возраста понимает под взаимоотношениями «… такое взаимодействие партеров, когда один из них оказывает на другого то или иное непосредственное социальное воздействие, направленное на то, чтобы побудить этого другого совершил какое-то действие и ответ другого на это воздействие». Пытаясь разобраться в отношениях возникающих между детьми детского сада, Т.А. Репина и др. выдвинули три ведущих критерия для их классификации: эмоциональный; оценочный; функциональный. По эмоциональному критерию все отношения ребенка к сверстникам разделяются ими на 3 типа: симпатии, безразличия и неприязни. По оценочному критерию. Самооценка, определяющая, эти отношения, чрезвычайно сложное образование, либо многообразные качества ребенка воспринимаются как положительные или отрицательные, с одной стороны, а с другой – от особенностей ценностных ориентаций, этих эталонов, из которых исходит оценивающий. По третьему типу, то известно, отношения делятся на официальные и неофициальные (деловые и личностные) (Я. Л. Коломинский). Люди вступают друг с другом во множество различных видов взаимоотношений. Немов Р.С. выделяет следующие: личные и деловые; эмоциональные и рациональные; официальные и неофициальные; координационные и субординации. Личные взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности взглядов, интересов. Личными называются взаимоотношения, которые возникают между людьми как личностями, то есть как существами, обладающими определёнными индивидуальными психологическими особенностями. В основе личных взаимоотношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Эти чувства могут быть положительными и отрицательными и включают в себя такие, например, переживания, как симпатии, антипатии, любовь, вражда, ненависть, уважение, неуважение, признание, непризнание, доверие, недоверие и ряд других. Кроме определённой эмоциональной окрашенности личные взаимоотношения людей личные субъективный характер, выражают собой сугубо индивидуальное, личное отношение одного человека к другому, которое может не разделяться другими людьми. Совершенно другое содержание вкладывается в понятие «деловые взаимоотношения». Эти взаимоотношения основаны на ответственности людей за выполняемую ими работу. Деловые отношения, могут быть хорошими и плохими и зависят от ролей выполняемых людьми в совместной деятельности. Эмоциональными называются взаимоотношения, которые основаны на эмоциях, проявляемых одним человеком в отношении другого человека. Рациональные взаимоотношения – это такие, которые, во-первых, строятся на разумных расчетах и выводах, во-вторых, исходят из реальной пользы, которую один человек может принести другому человеку. Официальные – это взаимоотношения между людьми, которые поддерживаются в соответствии с какими-либо правовыми нормативными актами. В официальные отношения люди вступают по должности. Неофициальные — это такие взаимоотношения между людьми, которые складываются между ними помимо должностных, деловых взаимоотношений, в которых они обязаны находиться друг с другом. Координационные – взаимоотношения между людьми, в которые они вступают как вполне равноправные, независимые люди, которые лишь согласуют, координируют свои действия, но не зависят друг от друга. Субординационные – это взаимоотношения между людьми, имеющими различный статус, занимающими различное положение в обществе. Таким образом, проблемой взаимоотношений занимались такие ученые М.И. Лисина, В.И. Мясищев, Р.С. Немов и др. Процесс формирования отношений начинается в самом раннем детстве. В работах Н.М. Щелованова, Н.А. Аксариной отмечается проявление эмоциональных реакций на взрослого, что служит основой развития социальных контактов В работе М.И. Лисина, выдвигается положение о том, что первые детские взаимоотношения, вызываемые потребностью ребенка в общении, хотя и строятся на основе взаимных симпатий между многими детьми, но уже очень рано в 3 года жизни приобретают избирательный характер. Взаимоотношения в детском коллективе во многом определяются уровнем развития личности. Наряду с этим психолого-педагогические исследования (В. Г. Нечаевой, Я.М Коломенского, И.И. Аржановой) убеждают в том, что стихийные взаимоотношения не всегда вырабатывают у ребенка, гуманные чувства, а иногда ведут к появлению прямо противоположенных качеств «…не сразу заметил в группе беду — чрезмерно активного, агрессивно общительного ребенка, хозяина запугивающего одних, упрашивающего других, заискивающего перед третьими, но всех себе подчиняющего эгоиста. Как будто играют дружно, дитя не жалуется…». Так и складываются взаимоотношения. Считая дошкольную группу генетически ранней ступенью социальной организации людей, Я.Л. Коломинский подчеркивает, что далеко не всем детям хорошо дышится в среде сверстников, не все встречают здесь благоприятный эмоциональный климат. В группе если несколько чрезвычайно активных детей, которых воспитатель нередко считает ядром группы, поддерживает их и опирается на них в воспитательной работе. С другой стороны, есть дети, находящиеся в подчинение у первых. Это вредно отражается на развитии личности и тех и других. «Одним из решающих факторов общественного воспитания детей, — отмечала А.П. Усова, — является само общество детей, внутри которого и формируется человек как общественное существо. Несомненно, речь может идти о каких-то самодеятельных формах, в которых общество может складываться и развиваться даже на ранних ступенях общественного развития детей. Здесь ребенок выступает перед нами главным образом как субъект, лицо, живущее своей жизнью, как член маленького детского общества с его интересами, требованиями, связями, завоевывающий какое-то своё место в этом обществе». Важно, чтобы взаимодействия дошкольников были благоприятными. Характер взаимодействий детей, их положение в группе определяются как личными качествами ребенка, так и теми требованиями к нему, которые сложились – в группе (Я. Л. Коломинский, А.Б. Ценципер и др.). Особой любовью, популярностью пользуются, как правило, дети, умеющие придумывать и организовать игры, общительные, веселые, дружелюбные. Р.М. Римбург, рассматривает товарищеские дружеские отношения как непременное условие складывания коллектива и коллективных взаимоотношений. Автор, отмечает, что первейшее требование, предъявляемое в детском саду – умение дружно жить со всеми детьми. Немаловажную роль играет то обстоятельство, что взаимоотношения дошкольников сверстников осуществляется в основном в игре – ведущей деятельности в этом возрасте. Д.В. Менджерицкая, исследуя игры детей как средство нравственного воспитания, обращает внимание на чрезвычайно важный факт: совместная детская игра, в которой можно наблюдать слаженные отношения и как будто умение согласовывать действия со сверстниками, ещё не означает наличия истинно дружеских чувств и отношений. Лишь кропотливая педагогическая работа с отдельными детьми – представителями разных групп (по характеру индивидуальных проявлений), в частности влияние ребенка посредством положительного содержания игры и роли, делает его игровую деятельность, его поведение целенаправленным, имеющим нравственный характер (проявление в игре симпатии, заботы о сверстнике и т. п.). Такие ученые как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин доказывали, что игра возникает не самопроизвольно, а под влиянием социального окружения в результате усвоения ребенком социального опыта и становится средством воспитания в условиях целенаправленного педагогического руководства. Предложенная А.П. Усовой система обучения на занятиях повлияла на уровень детских игр. Только совокупностью формирования всех видов деятельности — труда, учения подчеркивала А.П. Усова, можно повлиять на развитие личности ребенка. Влияние сюжетно-ролевых, дидактических игр на нравственное воспитание изучались Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской. В работах Л.В. Артемовой особенности взаимоотношений рассматривались в ежедневном общении. Важным направлением в исследованиях является изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста (продуктивной, игровой) и влияние ее на их межличностные отношения. Этому вопросу посвящены работы Р.А. Иванковой, Р.Л. Кричевского, Т.А. Репиной и Л.П. Бухтиаровой. Положительные взаимоотношения у детей возникают, когда они выполняют какое-либо задание не для себя лично, а для других людей (исследование Р.Л. Кричевского). Исследование В.Г. Нечаевой имело своей задачей выяснить значение поведения в формировании взаимоотношений в играх, на основе усвоения детьми общих норм. Несмотря на то, что отечественной дошкольной психологией и педагогикой немало сделано в области изучения взаимоотношений между детьми, но многие вопросы все еще остаются недостаточно исследованными. Проблема формирования детских взаимоотношений привлекает внимание психологов, педагогов не только в нашей стране, но и за рубежом. В последние годы ей посвящено много исследований ученых: Р. Пфютце, И. Хоппе, Д. Новач, Е. Петрова, П. Собади и т.д. проблема рассматриваются в плане изучения различных видов детской деятельности, прежде всего игровой. Р. Пфютце рассматривает детские взаимоотношения как цели и как процесс воспитания. Р. Пфютце считает, что дружеские отношения среди детей достигаются только при наличии играющего коллектива. В руководстве играми она идет от формирования у ребенка умения понимать сверстника, не мешать другому. Большое внимание Р. Пфютце уделяет ролям, взятым детьми в игре, установленным правилами поведения в игровой деятельности. Английский ученый Д. Мей изучала детские взаимоотношения. Она изучала только стихийно складывающиеся отношения в группе детей 2-4 лет. Автор отмечает, что эти отношения индивидуальны и разнообразны: одни дети сразу становятся лидерами в группе, проявляя упорство, агрессию; другие приспосабливаются к лидерам, третьи стремятся к уединению и т.д. По мнению Д. Мей, «хотя взрослые несут ответственность за детей, но они не могут устанавливать нормы поведения в коллективе», не направляют, не руководят складывающимися взаимоотношениями. Воспитатели лишь создают возможность для «самовыражения» в зависимости от ступени развития ребенка. В целом теоретически посылки Д. Мей сводятся к тому, что она не видит педагогических просчетов в воспитании и все недостатки в поведении пытается объяснить индивидуальными особенностями детей, их способностями к адаптации в среде сверстников. Таким образом, изучение взаимоотношений в детских объединениях приобретает особое значение и для успешного руководства развитием положительных взаимоотношений: педагогу необходимо знать их особенности.
|