Актуальные вопросы развития систем менеджмента качества в образовательных организациях. |
Педагогика | |||
Автор: Басова Татьяна Александровна | |||
19.10.2017 21:38 | |||
Актуальные вопросы развития систем менеджмента качества в образовательных организациях. Басова Татьяна Александровна, музыкальный руководитель МАДОУ города Нижневартовска детский сад № 60 «Золушка» Актуальным вопросом развития систем менеджмента качества в образовательных организациях в современных условиях является повышение его качества. Учитывая современные тенденции развития профессионального образования, руководство образовательной организации нужно принять решение о разработке и внедрение системы менеджмента качества. В качестве модели СМК можно выбрать модель Всеобщего управления качеством, закрепленная в международных стандартах качества серии ИСО 9000 или адаптированных национальных стандартах ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001: 2001) и базирующаяся на следующих принципах, соблюдение которых является наиболее важным в успешном построении СМК:
(ГОСТ Р ИСО 9001-2001, Гл. 3) Разработка СМК включает несколько этапов, обобщенная последовательность которых представлена ниже 1. Формулирование стратегии, политики, целей и задач образовательного учреждения в области качества. Составление плана по разработке, внедрению, поддержанию и совершенствованию СМК. На основе анализа маркетинговых исследований требований основных потребителей образовательных услуг, руководство разрабатывает Миссию, цели, политику и обязательства в области качества. Миссию, стратегические цели и политику в области качества следует документировать. Необходимо фиксировать в письменной форме все цели и обязательства в области качества. Данный документ является первоочередным в составе документации системы управления качеством. Также составляется и утверждается план по разработке и внедрению СМК. 2. Обучение высшего руководства и отдельных групп персонала в области качества. Формирование СМК в образовательных учреждениях на основе различных моделей является новым направлением в работе, поэтому необходимо провести обучение высшего руководства в области качества, а также тех сотрудников организации, которых планируется задействовать в процессе разработки элементов и документации системы менеджмента качества. Прежде всего, обучение должен пройти сам руководитель и уполномоченный по качеству от руководства. В этих целях лучше всего использовать в качестве базы обучения различные курсы повышения квалификации по направлению “Управление качеством”. Целью данного этапа является формирование единых позиций руководства в области качества и подготовки специалистов, способных выполнять разработку соответствующих компонентов СМК. Позднее, в процессе развития работ по разработке и внедрению системы качества, должно проводиться обучение и вовлечение в процесс новых сотрудников организации. Необходимо отметить, что процесс обучения сотрудников ОУ в области качества должен являться непрерывным процессом, сопровождающим все этапы создания и дальнейшего совершенствования системы менеджмента качества ОУ. 3. Проецирование стратегии и политики в области качества на все уровни управления и подразделения. Стратегические цели и задачи спроецированы на все уровни управления и структурные подразделения и выражаются в планах конкретных действий и мероприятий с указанием критериев результативности, сроков выполнения и ответственных. 4. Формирование организационной структуры системы СМК. Первым шагом этой работы назначение уполномоченного по качеству от руководства и создание Совета по качеству. Формирование организационной структуры СМК:
5. Самооценка образовательной организации (обследование рабочих процессов). Определение и описание рабочих процессов, систематизация и корректировка существующей нормативной (локальной) документации. В качестве метода можно использовать методику рейтинговой оценки деятельности образовательных учреждений, разработанная Новгородским университетом им. Ярослава Мудрого (unico@novsu. ac. ru). 6. Разработка документации системы менеджмента качества (Руководство по качеству, документированные процедуры, рабочие инструкции). Наиболее сложным и длительным этапом в разработке СМК является процесс создания документации СМК. В состав разрабатываемой документации СМК ОУ в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 входят:
Комплект документации по системе качества, включающий документированные процедуры по основным процессам образовательной организации и пять обязательных документированных процедур:
Для оценки результативности деятельности образовательной организации, её подразделений и отдельных процессов необходимо определить основные показатели и характеристики рабочих процессов и разработать систему их измерения, контроля, анализа степени достижения целей и постоянного улучшения. Сформировать общую систему измерений и мониторинга основных рабочих процессов и видов деятельности, предусматривающих соответствующие процедуры:
8. Разработка системы корректирующих и предупреждающих действий на основе идентификация всех возможных видов несоответствий продукции и процессов. Под несоответствием понимается ситуация, при которой процесс не выполняет установленных для него требований (включая требования к продукции процесса). Такое невыполнение требований процесса может быть в следующих случаях:
Для устранения причин несоответствий продукции и процессов могут предприниматься корректирующие и предупреждающие действия. Корректирующие действия проводятся с целью принятия мер по устранению причин и сведению к минимуму возможностей повторного появления выявленных несоответствий. Предупреждающие действия проводятся с целью принятия мер по устранению причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления. Корректирующие и предупреждающие действия являются составными частями процесса улучшения качества и предпринимаются адекватно последствиям выявленных или потенциальных несоответствий. Этапы поддержания и развития СМК являются основными в стадии жизненного цикла СМК. Они включают следующие действия со стороны руководства: проведение аудитов качества (внутренних и внешних) и непрерывного улучшения СМК образовательной организации. Аудит качества это систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям. Посредством аудита качества проверяется эффективность всех видов деятельности ОУ, обеспечивающих качество. Благодаря этому вскрываются слабые места, принимаются корректирующие меры, контролируется эффективность принятых ранее корректирующих мер в целях обеспечения соответствующего заданным нормам качества и одновременной перепроверки целесообразности всех обеспечивающих качество мер, принимаемых в образовательной организации. Принцип “непрерывного улучшения” является одним из основных моментов деятельности СМК ОУ. Связанные с качеством продукции цели должны быстро приводиться в соответствие с изменением ситуации. Постоянное улучшение достигнутого качества должно всеми сотрудниками пониматься как всегда актуальная цель. Деятельность по улучшению качества включает четыре взаимозависимых этапа (“цикл Деминга”): наблюдение, сбор информации; разработка мероприятий по улучшению качества; внедрение; анализ. Цикл Деминга известен по аббревиатуре PDCA, что подразумевает: P – планирование (Plan), D – выполнение (Do), C – проверка (Check), А – действие /введение норм (Act). Одним из требований менеджмента качества в образовании и современного состояния развития рынка образовательных услуг является направленность на удовлетворение запросов и потребностей всех групп потребителей: внешних — учащихся школ, средних профессиональных учебных заведений, ВУЗов, работодателей, внутренних – самих педагогов, осуществляющих междисциплинарную преемственность на протяжении всего образовательного процесса. Это позволяет оперативно и гибко реагировать на изменения внешней среды, за счет создания системы маркетинговых исследований запросов и требований потребителей и учета их мнений при формировании учебных планов и образовательных услуг. Таким образом, система менеджмента качества выступает как основа, как развивающая среда, как движущий механизм реализации инновационных процессов, позволяющих кардинально осуществлять обновления, ведущие к улучшению и повышению качества образования. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|