МОДУЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Интеграция художественной обработки дерева и компьютерного проектирования изделий» |
Педагогика | |||
Автор: Ежелев Владислав Васильевич | |||
09.10.2017 22:55 | |||
МОДУЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Интеграция художественной обработки дерева и компьютерного проектирования изделий» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОИСК» Срок реализации: 9 месяцев Возраст обучающихся: 7 — 17 лет Направленность: техническая Утверждена методическим советом «29» мая 2017г. Автор-составитель: педагог дополнительного образования Ежелев Владислав Васильевич г.Нефтеюганск, 2017г. Пояснительная записка
Искусство художественной обработки древесины, резьба по дереву – древнейшее, увлекательнейшее занятие, содействующее развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, раскрывающее творческий потенциал личности, вносящее вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественной обработки древесины, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками. Художественное творчество в обработке древесины пробуждает у учащихся любовь и уважение к культуре своего народа. Работа с деревом благотворно влияет на психику человека, а также развивает его эстетические чувства, способствует закреплению традиционных, культурно – нравственных ценностей, подвергающихся серьезной эрозии в современном обществе. Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29. 12. 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29. 08. 2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04. 07. 2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4. 4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», письмом Минобрнауки РФ от 11. 12. 2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Направленность программы – техническая. Программа направлена наприобщение городских детей к истокам народного искусства, его традициям; предполагает их ознакомление с целостным миром резьбы по дереву в различных ее проявлениях и видах. Занятия помогут понять культурно-исторический смысл и ценность произведений художественной резьбы, ее специфику как особого вида творчества, формы бытования и развития. Благодаря занятиям по данной программе создаются условия для развития художественно-трудового творчества детей, решаются художественно-конструкторские задачи разного типа на основе творческих принципов народного искусства, а также формируются специальные политехнические знания, различные умения и навыки. Все это позволит освоить традиционные приемы художественной обработки дерева, а также сориентировать учащихся на ряд профессий, связанных с художественным и производственным дизайном. При составлении программы учитывались традиции художественной резьбы по дереву таких известных центров народного декоративного искусства, как Архангельская, Вологодская, Кировская, Нижегородская, Московская, а также искусство художественной обработки дерева в Карелии, республике Коми, Башкортостане, Мордовии, республике Марий Эл, Якутии и др. Программа ставит одной из целей познакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева в каждом районе промысла. В процессе решения творческих задач учащиеся получают знания по технологии изготовления резных изделий из дерева, их отделке, сведения об инструментах для резьбы, основам композиции и дизайна и выполнения их на компьютере. Новизна программы заключается в интеграции художественной обработки дерева и компьютерного проектирования изделий, что позволяет в комплексе решать художественные, проектно-конструкторские и технологические задачи, а также служит эффективным средством изучения и сравнения культурного наследия различных стран, знакомства с лучшими образцами декоративного искусства и народного творчества. Чтобы показать наглядно свои идеи, используются компьютерные графические программы. На занятиях с помощью инструментов графического редактора воспитанники объединения решают творческие задачи, изучают основы изобразительного искусства, что способствует, учащимся, не умеющим рисовать, создавать эскизы своих будущих изделий на достаточно высоком уровне исполнения. Уже на первом занятии ребенок свободно создает композицию из объемных геометрических тел. Затем данные геометрические тела путем трансформации и некоторого редактирования видоизменяются, принимая форму простых стилизованных образов, которые легко узнаваемы (животные, предметы быта). В дальнейшем задачи усложняются, но инструменты, которыми пользуются учащиеся, остаются теми же. Готовые эскизы распечатываются и переносятся на материал. Актуальность программы Воспитание личности невозможно в отрыве от национальной культуры и народных традиций. Очевидно, что без обращения к традиционным культурным ценностям, без знания своих корней трудно воспитать настоящего человека — образованную личность с серьезными духовными запросами, и уже на школьной скамье имеющей сформированные потребности и, в целом, подготовленной к большой жизни. Эти задачи наиболее актуальны сегодня, в современном мире. Народное искусство — это глубочайшая связь поколений, сумма конкретных знаний и отработанных приемов ремесла. От деда к внуку, от отца к сыну передавалось мастерство. На протяжении веков вырабатывались особые приемы выбора, подготовки материала, а, в конечном итоге, и технологии изготовления изделия. Мастерство накапливалось и оттачивалось. Эти традиции живут и сегодня в сохранившихся художественных промыслах — наследниках традиционного искусства. Цель программы: вовлечение учащихся в творческую деятельность посредством комплексного подхода к развитию и обучению, направленную на формирование готовности к социальному и профессиональному самоопределению. Задачи Воспитательные:
Развивающие:
Обучающие:
Возраст учащихся: от7 до 17 лет. Сроки реализации программы: 9 месяцев. Формы и режим занятий Основная форма обучения – групповое занятие, во время которого применяются коллективные методы работы. Минимальное количество учащихся в группе — 6, максимальное — 10. Планируемые результаты Программы Учащиеся узнают:
Учащиеся научатся:
|