Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Доклад по теме: «Условия успешной инклюзии ребенка с ОВЗ в общеразвивающей группе»
Педагогика
Автор: Фомина Наталия Анатольевна   
07.10.2017 14:37

Доклад по теме: «Условия успешной инклюзии ребенка с ОВЗ в общеразвивающей группе»Доклад по теме: «Условия успешной инклюзии ребенка с ОВЗ в общеразвивающей группе»

Подготовила: воспитатель Фомина Наталия Анатольевна Воронеж, 2017г. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №71»

В современной мировой педагогической практике в течение нескольких десятилетий развивается инклюзивный подход. Дети с ограниченными возможностями здоровья включаются в общеобразовательные классы школ и группы детских садов вместе с обычными сверстниками. Инклюзивный принцип позволяет предоставлять образовательные услуги для любых категорий воспитанников, часто является единственным способом получения образования для детей с нарушениями в развитии.

 

Инклюзивное образование — наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.

Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.

Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. С этой целью в Федеральном законопроекте «Об образовании в Российской Федерации» включена статья о организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Система инклюзивного образования позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с ограниченными возможностями здоровья. Но здесь следует отметить, что нельзя отправлять ребенка с ОВЗ в группу детей без предварительной подготовки как самого ребенка, так и группы куда он будет включен, т.к принцип нашей работы, это прежде всего «Не навредить!», а помочь адаптироваться и социализироваться в общество.

Рождение ребенка с нарушениями аутистического спектра является стрессом для семьи. Он ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Такие дети представляют весьма специфичную группу. У них наблюдается расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности при формировании эмоционального контакта с окружающими и, как результат, нарушение социальной адаптации.

Проблема воспитания и развития “особого” ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в сложной ситуации. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.

Поведенческая коррекция аутизма детей очень важна. Ее главная задача, и задача педагога — помочь ребенку с определенными нарушениями в развитии адаптироваться к окружающей среде и принять в жизни общества наиболее полноценное участие, и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет два основных направления:

  • Преодоление аффективной патологии. Установление контакта с аутичным ребенком.
  • Формирование целенаправленной деятельности. Усиление психологической активности аутичных детей.

В сентябре 2016 года к нам в группу 2 раза в неделю приходит Алиса, девочка 5 – летнего возраста, имеющая общее недоразвитие речи, нарушения интеллектуальной и эмоциональной сферы, ранее она уже посещала лекотеку в нашем детском саду.

Работа с ребенком с аутизмом – это наш не первый опыт, первый опыт работа с ребенком с ДЦП и с сохранным интеллектом, таким образом мы строили свою работу по ранее разработанным этапам

На первом этапе происходит взаимодействие с педагогом- психологом по включению ребенка с ОВЗ в общеразвивающую группу. Другими словами, педагог — психолог сообщает нам, что к нему ходит ребенок с ОВЗ, он по возрастным параметрам подходит к нашей группе и с сохраненным интеллектом. Ребенок готов к включению в группу, и родители не возражают. Педагог – психолог предлагает ряд рекомендаций для работы с ребенком с ОВЗ в период адаптации.

Следующий этап — это подготовка детей для адекватной реакции при знакомстве с ребенком с ОВЗ. Для этого мы используем такие формы работы, как: беседы с детьми, о том, что существуют дети не похожие на нас с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, показываем мультфильм (Например: «Цветик – Семицветик»), где мальчик не мог ходить и объясняем, что это все обычные дети. Проводим занятия, игровые ситуации по воспитанию у детей, толерантности и доброжелательному отношению к окружающим. После того, как мы подготовили детей, мы переходим на следующий этап – это сообщаем детям о том, что к нам в группу придёт новый мальчик, и им как хозяевам группы нужно помочь ему. Мы не оговариваем, что у ребенка есть какие-либо особенности. Эту работу мы провели ранее.

Затем мы проводим работу с родителями. Это беседы, консультации, о детях с ОВЗ, рассказываем, что существует закон, позволяющий таким детям обучаться в дошкольных учреждениях наравне с обычными детьми, а наша задача принять таких детей и помочь им адаптироваться.

На следующем этапе происходит знакомство воспитателя общеразвивающей группы с ребенком с ОВЗ на занятии у педагога – психолога. Другими словами, педагог – психолог предлагает ребенку с ОВЗ, например, построить из конструктора «Город» и говорит, что сейчас придёт Наталия Анатольевна и поможет нам. Затем в непринужденной обстановке ребенок играя знакомится и привыкает к воспитателю. Следовательно, позже ему будет легче прийти в группу с уже знакомым воспитателем.

Затем происходит частичное или полное включение ребенка с ОВЗ в общеразвивающую группу или подгруппу детей, т.е. первоначально ребенок посещает музыкальное занятие или занятие физической культурой, на котором он играет вместе с детьми и знакомится.

После занятия воспитатель беседует с родителями ребенка с ОВЗ узнает у них особенности характера, привычки данного ребенка и сообщает о успехах взаимодействия с детьми.

На следующем этапе происходит полное включение ребенка с ОВЗ в общеразвивающую группу. Где он, как и все остальные посещает (по рекомендации педагога – психолога) определенное занятие.

Воспитатель, реализующий инклюзию заполняет следующую документацию:

  • Журнал учета индивидуальной работы;
  • Ежедневный план работы;
  • Карта наблюдения за реализацией индивидуального маршрута развития

Каждое посещение ребенка с ОВЗ планируется в соответствии с его индивидуальным маршрутом.

После занятий воспитатель совместно с другими специалистами учувствует в корректировке индивидуального маршрута ребенка с ОВЗ.

Следовательно, можно отметить, что главным условием успешной адаптации ребенка с ОВЗ к социуму и дошкольному учреждению, является комплексное сопровождение, индивидуальный подход и постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение.

Решение этой задачи требует от воспитателя умения чувствовать настроение ребенка, понимание его поведения и использовать это в коррекционной работе основных психологических процессов. Необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, например, в игру с игрушкой, чему будет способствовать использование с ребенком через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта.

В процессе работы в поведении аутичного ребенка постепенно выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания. Так же в занятия нужно вводить пальчиковые игры, релаксационные упражнения, игры с пластилином или глиной. Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата, доводить любое действие, движение до автоматизма. Здесь важно понимать, что ребенка не дрессируют, а тренируют — обучают навыкам путем их многократного повторения.

Результатом нашей работы является, то что девочка со временем начинает произносить отдельные слоги, слова, в не просто звуки, слышать обращенную к ней речь. В начале года Алиса не проявлял интереса к общению со взрослым, негативно относилась к речевому общению, наблюдалось непроизвольность поведения. В настоящее время у ребенка идет положительная динамика развития: произносит некоторые слоги и слова, при выполнении ею отдельных видов деятельности; реагирует на речь взрослого (оборачивается или подходит, когда её зовут); действует по указанию и с помощью взрослого; устойчивость внимания сохраняется до 10 минут; активно идет на контакт с детьми

Конечно, для выработки определенных навыков нужно много времени и терпения, такта в общении. Только при ласковом побуждении и поощрении, в благоприятных условиях ребенок охотнее будет выполнять необходимые действия, у него скорее проявится стремление к самостоятельности. Необходимо понять, как сложно жить ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое его слово, и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Поэтому, задачи, которые стоят перед нами, трудны, но видеть продвижение ребенка – это большая радость. Даже во время полосы неудач может неожиданно появиться что-то новое – и мы должны чувствовать, что наши усилия не пропали даром.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год