Доклад «Оказание дополнительных платных образовательных услуг в ДОУ в условиях ведения ФГОС ДО» |
Педагогика | |||
Автор: Вострецова Долорес Габсалямовна | |||
15.09.2017 09:14 | |||
Доклад «Оказание дополнительных платных образовательных услуг в ДОУ в условиях ведения ФГОС ДО» «Знания непременно проложат нам путь к успеху, Вострецова Д.Г., заведующий МАДОУ ДС № 6 «Сказка» В современных социально-экономических условиях одна из важнейших проблем сферы образования – предоставление широким слоям населения качественного и доступ-ного образования. Развитие образовательного рынка идет параллельно с процессами социального и экономического развития, и для удовлетворения возрастающего спроса на образовательные услуги необходима новая форма получения образования. Правительством Российской Федерации утверждена «Концепция развития допол-нительного образования детей на 2015-2020 годы» (Постановление от 04. 09. 2014 № 1726-р), где говорится, что все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Утвержден план мероприятий реализации этой Концепции. В округе принята «Концепция развития дополнительного развития детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года». При реализации данных Концепций численность детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, увеличится до 70-75 процентов. Данный показатель является одним из ключевых при оценке деятельности руководителей глав субъектов РФ, глав муниципальных образований. Все это говорит о государственной значимости развития дополнительного образования.
Дополнительным образованием является сфера получения знаний и навыков за пределами обязательного государственного образовательного стандарта, которое должно удовлетворять разнообразные интересы ребенка. Цели и задачи дополнительного образования:
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
Так же одной из основных задач дополнительного образования является создание таких условий, в которых дети с раннего возраста активно развивались бы в соответствии с собственными желаниями, способностями и существующим потенциалом, имели бы возможность добровольного выбора направления и вида деятельности с учетом интересов, педагога (тренера), имели бы стремление познавать новое, изучать окружающий мир, проявлять себя в различных творческих видах деятельности. Однако, данная задача в рамках лишь обязательных предметов не находит полного решения. Исходя из этого, система российского образования отводит данную задачу дополнительному образованию для формирования способностей и склонностей детей, а также их профессионального и социального самоопределения. Дополнительное образование является действительно дополнительным образованием только тогда, когда выполняется совокупность следующих требований к деятельно-сти образовательной организации:
С целью обеспечения соблюдения федерального законодательства при реализации дополнительных общеобразовательных программ:
При дефиците бюджетного финансирования естественным образом встает вопрос о привлечении средств из внебюджетных источников. Образовательные организации могут привлекать дополнительные внебюджетные источники финансирования в виде доходов от платной образовательной деятельности. Для руководителей образовательных организаций новый подход к управлению является сложным и непривычным делом и на практике порождает много вопросов и трудностей. Руководитель должен сам инициировать введение дополнительных платных ус-луг, видеть его последствия, достижения, издержки. Введение такой деятельности пред-полагает системную работу и большую ответственность перед заказчиками, то есть родителями. Спектр дополнительных платных услуг в каждом дошкольном учреждении всегда индивидуален, что обусловлено потребительском спросом на платные услуги, ресурсами и возможностями ДОУ, часто разнообразен и ведется по нескольким направлениям. Организация дополнительных платных услуг особенно сложна на начальном этапе, когда у учреждения нет достаточного опыта. Возникают вопросы:
Опыт организации и оказания дополнительных платных услуг ДОУ № 6 «Сказка» Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ следует осуществлять поэтапно:
Что бы развивать данные услуги успешно и выгодно для своего учреждения, необходимо продумать конкретные шаги по реализации проекта, разработать алгоритм действий ДОУ по организации и оказанию дополнительных платных образовательных услуг. Алгоритм действий ДОУ по организации и оказанию дополнительных платных услуг:
На первом этапе организации платных дополнительных услуг в ДОУ необходимо изучить нормативно-правовую документацию. Одним из основных нормативно-правовых документов является Постановление Правительства РФ от 15. 08. 2013 № 706, утвердившее Правила оказания платных образовательных услуг, разработанные в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» и Законом РФ «О защите прав потребителей». Оказание дополнительных платных образовательных услуг регламентируется нор-мативно-правовыми документами:
«Об образовании в Российской Федерации»;
«Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
«О защите прав потребителей»;
«О лицензировании образовательной деятельности»;
№ 1185 «Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образователь-ных услуг в сфере общего образования»;
№ 26 «Об утверждении СанПиН 2.4. 1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требова-ния к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образователь-ных организаций» (с изменениями и дополнениями);
Образовательная организация вправе заниматься платными образовательными ус-лугами, если это предусмотрено ее Уставом и соответствует ему (ч. 4 ст. 50 ГК РФ, ст. 101 Закона «Об образовании в РФ»). Перечень дополнительных платных услуг, а также порядок предоставления долж-ны быть прописаны в Уставе и в Положении о порядке оказания дополнительных плат-ных услуг. В данных документах также необходимо указать, что платные образователь-ные услуги воспитанникам ДОУ не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности ДОУ, финансируемых за счет средств бюджета. 2 шаг. Выявление спроса на услуги дополнительного платного образования В связи с повышением требований, которые родители предъявляют дошкольному учреждению, предоставлением прав выбора детского сада, конкуренцией между ДОУ, детские сады должны привлекать родителей, заинтересовывать их, изучать их потребно-сти и спрос. Поэтому перед нашим учреждением встали задачи проведения маркетинга образовательных платных услуг и их рекламы. В ходе маркетинга анализируются:
После формирования перечня планируемых услуг проводятся рекламная кампания, наглядная и информационная агитация для потенциальных заказчиков на предмет выбора платных услуг. Информация о дополнительных платных услугах размещается на информационном стенде и официальном сайте ДОУ, проводятся анкетирование, краткая презентация программ на родительских собраниях, предлагаются буклеты, памятки. Третий этап – разработка документации ДОУ по организации и оказанию дополнительных платных услуг – является самым важным и сложным. После изучения нормативно-правовых основ руководитель может разработать стратегию реализации дополнительных ПОУ, разработать локальные акты ДОУ, регламентирующие организацию и порядок оказания платных услуг на основании нормативных актов федерального, регионального и муниципального уровней. 3 шаг. Лицензирование образовательной деятельности В соответствии с законодательством РФ образовательная деятельность подлежит лицензированию. «Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по ви-дам образования, по уровням образования, по профессиям, по специальностям, направле-ниям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования» (ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Если в момент получения лицензии осуществлять оказание дополнительных платных ус-луг не предполагалось, администрации ДОУ до начала оказания дополнительных платных образовательных услуг необходимо внести изменения в приложение к лицензии. 4 шаг. Расчет стоимости дополнительных платных услуг Предоставление платных услуг осуществляется на основании договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам. Одним из важных условий договора являются размер платы и порядок оплаты таких услуг. Размер платы за оказанные платные услуги определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат, необходимых для оказания соответствующих платных услуг с учетом требований к качеству оказания услуг. Доходы от оказания услуг должны превышать затраты на их оказание, в противном случае реализация услуг становится экономически не выгодной для образовательной организации. При этом следует руководствоваться принципом рациональности, то есть соотношением затрат и полученной прибыли. Необходимо разработать следующие документы:
Размер платы утверждается ДОУ самостоятельно. Руководитель утверждает план финансово-хозяйственной деятельности, калькуляцию стоимости услуги на каждый вид отдельно. Тариф согласовывается с отделом ценообразования администрации города, устанавливается Постановлением Главы города. При заключении договора на оказание дополнительных платных услуг родителей знакомят с калькуляцией стоимости данной услуги. Ежемесячно родители вместе с квитанцией по родительской оплате получают квитанции за платные услуги, счет выставляется за фактическое количество занятий. Оплата производится в безналичном порядке путем перечисления на расчетный счет ДОУ. Необходимо в договоре и в квитанции об оплате услуги фигурировали данные (ФИО) одного и того же лица, так как родители имеют право обратиться в Налоговый орган с целью возмещения налогового вычета. Правильная организация платных услуг позволит ДОУ сформировать дополни-тельный бюджет, который используется в соответствии с уставными целями (направляется на фонд оплаты труда сотрудников дополнительного образования и начисления на заработную плату, расходные материалы, функционирование и развитие ДОУ). Привлечение дополнительных финансовых средств за счет доходов, полученных от оказания дополнительных платных образовательных услуг, не влечет за собой снижение нормативов и размеров финансирования за счет средств Учредителя. 5 шаг. Кадровое обеспечение реализации программы Для выполнения работ по оказанию платных услуг могут привлекаться как штатные работники ДОУ, так и сторонние. Принять на педагогическую должность работника на условиях совместительства целесообразно в случае, если образовательная организация не располагает кадрами для оказания конкретной образовательной услуги. Педагоги дополнительного образования должны иметь соответствующую профилю кружка, секции, студии и иного детского объединения квалификацию. Следует подготовить документы, регламентирующие деятельность педагогов дополнительного образования. Сюда входят:
4) график работы педагога дополнительного образования. Если педагог является сотрудником ДОУ, необходимо составить два графика работы, позволяющих исключить предоставление платных услуг в основное рабочее время. С графиком работы, перечнем документации и должностной инструкцией педагога необходимо ознакомить под роспись. Руководитель:
6 шаг. Организация процесса обучения «Платные услуги оказываются в полном объеме в соответствии с образовательной программой, учебным планом и условиями договора» (пункт 6 Правил оказания платных образовательных услуг). ДОУ обеспечивает:
«Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность» (статья 75, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273). Руководитель ДОУ осуществляет контроль за полнотой методического обеспечения. Платные курсы должны быть обеспечены: необходимым оборудованием, дополни-тельной образовательной программой, учебным планом, пособиями и расходными мате-риалами. Количество часов, тематика занятий, предлагаемых исполнителем в качестве ПОУ, должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Платные занятия могут проводиться по подгруппам, индивидуально или всем составом группы и в каникулярное время. Руководитель издает приказы и распоряжения по организации деятельности групп ПОУ. Утверждает:
7 шаг. Информирование заказчиков о ПОУ Требования к открытости и доступности информации, которая касается услуг, предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 29 Закона «Об образовании в РФ» и пунктом 9 Правил оказания платных образовательных услуг:
Платные услуги оказываются только по желанию родителей (законных представителей) обучающихся и на договорной основе. ДОУ разрабатывает и утверждает Форму договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам с учетом требований статьи 54 Закона «Об образовании», пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг и в соответствии с Примерной формой договора об образовании на обучение по дополнительным программам, утвержденной приказом Министерства образования и науки от 25. 10. 2013 № 1185. При оказании платных услуг с заказчиком в обязательном порядке заключается до-говор в письменной форме, указываются их стоимость, порядок оплаты, лицензия на образовательную деятельность, права и обязанности заказчика и исполнителя, условия расторжения договора и другие сведения, связанные с оказанием платных услуг. В договоре на оказание платных услуг указывается стоимость выбранной услуги отдельно. Увеличение стоимости после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период. Договор заключается до издания приказа о зачислении ребенка. Это предусмотрено частью 2 статьи 53 Закона «Об образовании в Российской Федерации». Указанные в договоре сведения должны соответствовать информации, размещен-ной на официальном сайте в сети «Интернет» и информационном стенде ДОУ на дату заключения договора. Договор об образовании на обучение по дополнительным программам может быть расторгнут по инициативе Исполнителя в одностороннем порядке в случае просрочки оплаты стоимости платных услуг. 9 шаг. Контроль качества оказания дополнительных платных услуг Заведующий ДОУ несет персональную ответственность за организацию дополни-тельных платных услуг. Заведующий осуществляет:
Проблемы, которые мешают организации платных услуг:
На протяжении пяти лет в детском саду № 6 «Сказка» ведется работа по оказанию дополнительных платных услуг. В детском саду предоставляются следующие виды дополнительных образовательных платных услуг:
Прослеживается положительная динамика роста количества детей, получающих дополнительные платные образовательные услуги. Доходы от оказания дополнительных платных услуг используются для развития и функционирования детского сада, что является особой возможностью совершенствования материально-технического обеспечения образовательного процесса, создания комфортных и безопасных условий для обучения и воспитания. Приобретены игровое оборудование, лего-конструкторы, зеркала, станки для занятий хореографией, детские и взрослые сценические костюмы. В детском саду для родителей организовываются посещения занятий по дополни-тельным платным образовательным услугам с целью ознакомления с ходом образовательного процесса. Для родителей организовываются выставки детских творческих работ по изобразительной деятельности в фойе детского сада, в приемных групповых комнат. Воспитанники студии «Мир танца» успешно выступают на городских концертных площадках, в мероприятиях: «Педагогическая конференция», «День учителя и воспитателя детского сада», «Новогодний граммофон». Ребята бывают частыми гостями на утренниках в реабилитационном центре «Цветик- семицветик», Городском доме детского творчества, выступают на утренниках в детском саду. Обучающиеся воспитанники кружка «Веселый фантазер» принимают активное участие в творческих конкурсах на разных уровнях и становятся победителями. Победителями творческих конкурсов в период с 2014 -2016 год стали 37 воспитанников. В конце учебного года с целью рекламы технического творчества на родительском собрании будут представлены видеоматериалы по работе кружка «Юный техник» и выставка детских работ обучающихся. В детском саду создана система дополнительных платных услуг, которая работает и развивается. В последние годы отмечается рост заинтересованности семей в дополни-тельном образовании детей, в том числе на платной основе. Заметно увеличилась мотивация семей и детей к участию в различных совместных мероприятиях и возрастает их активность. Предоставляемые ДОУ платные услуги востребованы родителями и детьми. Таким образом, оказывая спектр платных услуг, детский сад успешно адаптировался к современным условиям, предоставив воспитанникам и их родителям свободу выбора дополнительных образовательных программ на основе собственных интересов и увлечений из широкого спектра предложений. Дополнительное образование дает не только материальную прибыль, но и повышение качества дошкольного образования в целом и имиджа дошкольного учреждения. Список используемой литературы:
«Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг». 5. Закон Российской Федерации от 07. 02. 1992 №2300-1 (ред. от 05. 05. 2014) «О защите прав потребителей». 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 28. 11. 2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности». 7. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 25. 10. 2013 № 1185 «Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образователь-ных услуг в сфере общего образования». 8. Письмо Минобрнауки России от 28. 02. 2014 №08-249 «Комментарии к ФГОС дошколь-ного образования». 9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4. 1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требова-ния к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образователь-ных организаций» (с изменениями и дополнениями). 10. Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском авто-номном округе – Югре до 2020 года. 11. Устав ДОУ. Материал для печати в журнале «Дошколенок. РФ»
|