Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО |
Педагогика | |||
Автор: Иванова Ирина Васильевна | |||
07.09.2017 17:05 | |||
Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО Подготовила: Иванова И.В., старший воспитатель Модернизация и реформирование всей образовательной системы, вступление ФГОС ДО требуют от нас повышения качества образования, что, наряду с другими составляющими включает повышение качества образовательного процесса, компетентности и профессионализма педагогов. Показателями высокого профессионального уровня воспитателя и качества педагогического процесса являются владение и успешное применение новых технологий, отражающих личностно-ориентированный подход педагога к воспитанникам. Среди этих технологий – педагогика сотрудничества, использование метода проектов в работе с детьми. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Проект — это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, — это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это — метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это — звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы. На сегодняшний день воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он — основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблем. Внедрение в практику образовательных технологий, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, т.к. научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией. Проект, составленный педагогом это целостная система, ориентированная на результат. При составлении проектов педагог объединяет все возможные образовательные сферы, развивает и расширяет знания детей. Проекты планируются и организуются совместно с детьми. На всех этапах от начала до конца дети являются активными участниками процесса. Особое место в проектной деятельности должно уделяться детским проектам. Во время прохождения всех этапов создания и реализации индивидуального проекта ребенок понимает, что к нему серьезно относятся. Он с удовольствием привносит свои идеи, определят собственные интересы, и задача педагога и родителей на этом этапе помочь самому все попробовать и терпеливо идти к цели. Представить аудитории результат своей работы. Взрослые должны быть рядом с ребенком, а не над ним. Но все же детские проекты в том виде, в котором они должны быть, не всегда удается реализовать, из недостаточного количества времени, неумение распределять время педагогом, разный уровень развития (построение индивидуальной работы), отсутствие интереса у родителей. На данном этапе нашей работы актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Проектная деятельность стала частью учебного процесса в нашем ДОУ: она внедряется в практику педагогов детского сада уже 2 года. Темы проектов часто вырастают из специальных занятий по познавательному развитию, идеи для новых проектов находят сами дети. Основной задачей является насыщение детских проектов, создание собственных проектов внутри коллективного. Таких как: лэпбук, детский альбом, детские рассказы. Проект «Осенние мотивы» был рассчитан на неделю. Цели проекта были следующие: расширить и систематизировать представления детей об осени, как о времени года, её признаках и явлениях. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Осенние мотивы». Участниками проекта стали дети, родители педагоги. В течении недели перед детьми ставились задачи исследовательского характера, дети проявили свое творчество в рисовании осенних пейзажей, оформили портрет осени, посетили студию Информика. изготовили атрибуты и поиграли в театрализованную игру «Осень в гости к нам пришла». Результатом выполнения поставленных задач стало творчество детей, совместно с родителями были изготовлены книжки — малышки, детские альбомы об осени. Подготовлена выставка «Осенние фантазии». Итоговым мероприятием стал концерт-ярмарка «Осенины». На которой присутствовали родители. Дети смогли заработать небольшие сумму и пополнить предметно-пространственную среду. В рамках темы недели «Любимый город на Кубани» был реализован нами краткосрочный проект «Дом моей мечты», в котором приняли участие дети и родители подготовительной группы № 7 воспитатель Кедя С.М.. Детям было предложено совместно с родителями придумать дом мечты. И затем представить его и рассказать каким его видят сами дети. Проект получился очень интересным. Родители с удовольствием откликнулись на предложение поучаствовать в совместном проекте. Все участники проекта творчески подошли к его реализации. В результате получился целый город из волшебных домов. Где были расписаны все детские мечты. Дом- где живут веселые дети. Дом волшебных кукол Барби. Дом где все дружат. В рамках этой темы недели дети подготовительной группы № 6 воспитатель Фенская Н.А. реализовали проект «Мой любимый город Новокубанск». Они с удовольствие сделали коллективную аппликацию «Город Новокубанск» и альбом детских рисунков «Город в котором я живу». И на досуговом мероприятии в группе презентовали свои работы. Детьми совместно с воспитателем бы создан коллаж «Вода источник жизни на земле». Это проект потребовал от детей исследовательской деятельности. Дети с большим удовольствием проводили опыты с водой, изучали свойства воды, записывали их схемами и символами. Фотовыставка «Вода вокруг нас» совместно с родителями, Дети в начале недели были отправлены в страну «Вежливых слов», где они размышляли «кто и зачем придумал вежливые слова». Обсуждали создания волшебного дерева вежливых слов. Поиграли в игру- путешествие «Загадки доброй волшебницы». Итоговым мероприятием стал досуг «Гостям всегда рады». Дети совместно родителями собрали шкатулку надводных мудростей и советов. Созданный продукт, сообщения детей – не только один из результатов проектной деятельности, важнее для нас – процесс учения и “папка исследователя” (“проектная папка”), сопровождающая продукт и содержащая зарисовки, схемы, где отражены мысли и идеи. Проектная папка – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. В проектной папке находится вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, распечатки из Интернета; записи всех идей, гипотез и решений; эскизы, чертежи, наброски продукта; другие рабочие материалы и черновики. Мы считаем, что постепенно, работая по такой системе, можно добиваться очень важных для педагогов ДОУ результатов:
Самый важный результат – создание настоящего сообщества детей; детей и воспитателей; детей, воспитателей и родителей. Дети развивают свой собственный характер естественным образом. Проекты учат верить в свои силы. Проекты помогают детям использовать и развивать свой внутренний потенциал, помогают действовать в зоне ближайшего развития. Проекты позволяют использовать знания, идеи, навыки тогда, когда у ребенка в этом действительно возникает необходимость. Ребенок может научиться: аргументировать свою позицию, оппонировать мнение собеседников, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, анализировать, самостоятельно работать с информацией и источниками; быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника, быть руководителем или исполнителем, занимать творческую позицию. Педагог становится в совершенно новую позицию: выступает не транслятором знаний, а соучастником образования ребенка, создателем условий, обеспечивающих выбор; при необходимости – советчиком, организатором деятельности, помогающим выбрать правильные пути решения различных задач.
|