Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ средствами музейной педагогики |
Педагогика | |||
Автор: Сехина Ольга Константиновна | |||
19.08.2017 18:19 | |||
Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ средствами музейной педагогики Сехина Ольга Константиновна воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 24 «Солнышко» г. Южно-Сахалинска, Сахалинской области В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. И это развитие должно начинаться уже в первые дни жизни ребенка. Для того чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада. «Кругозор его ограничен, и в расширении этого кругозора и состоит развитие ребенка», – писал П.П. Блонский.
Именно в дошкольный период детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Необходимо не упустить этот период времени и как можно раньше способствовать их развитию, а также создать необходимые условия. Одной из главных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Согласно ФГОС ДО коррекционная работа или инклюзивное образование должны быть направлены на:
Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. И эта неповторимая личность должна развиваться творчески. Рассматривая проблему творческого развития детей, следует отметить, что вопросы развития творческих способностей в детском возрасте постоянно освещаются как в зарубежной, так и в отечественной научной психолого-педагогической и методической литературе. Результаты исследований свидетельствуют о том, что в старшем дошкольном возрасте появляется новый тип деятельности – творческий, творчество проявляется в способности двигаться от мысли к ситуации, а не наоборот, как было в более раннем возрасте. Развитие творческих способностей возможно только в соответствующих видах деятельности, обусловленных культурными способами освоения действительности. Различные виды художественной деятельности в старшем дошкольном возрасте являются наиболее эффективным средством для развития творческих способностей и освоения творческих способов деятельности. Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В процессе творческой деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. В педагогических задачах музейной педагогики особое внимание уделено эстетическим, психологическим, социальным и культурологическим аспектам развития ребенка. В частности: формированию художественных предпочтений; формированию навыков общения с музейной средой, межличностной коммуникации, развитию речи на основе знакомства с музейными памятниками и визуальными объектами окружающей среды; формированию навыков визуальной культуры; развитию навыков познавательной деятельности средствами театрализованной игры, в том числе и с использованием компьютера; развитию творческих способностей через овладение навыками материально-художественной деятельности. Проблема развития творческих способностей, их природа, условия их формирования, исследовалась мыслителями и философами, учеными разных направлений на протяжении многих веков (Аристотель, Платон, Сократ, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др.), но и на сегодняшний день у этой проблемы открываются все новые и новые грани. Если раньше спор велся на тему природы способностей, то сегодня все больше встает вопрос об условиях, методах их развития. Значительный вклад в разработку проблемы творческих способностей внесли физиологи и психологи двадцатого века: В.М. Бехтерев, А. Бине, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Ф. Гальтон, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов и другие. Ими подробно исследован «механизм» творческого процесса и условия развития способностей. В психолого-педагогических исследованиях, прямо или косвенно рассматривающих эту проблему, показана роль овладения специфическими уникальными человеческими способностями в общем цикле развития человека (Л. А. Венгер, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) Известные педагоги придавали огромное значение развитию творческих способностей: Я.А. Коменский и А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, а первый тест на определение креативности был разработан американским педагогом Е. Торренсом. На возможность развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья указывали Т.А. Власова, Е.А. Екжанова, А.А. Катаева, Е.А. Стребелева и др. Ведущими учеными, специалистами-музееведами были выявлены педагогические возможности музея как элемента социокультурной среды (Н. Ф. Федоров, Н.Б. Крылова, Н.Г. Макарова и др.), определены направления педагогической работы в условиях музея (А. Г. Бойко, Е.Г. Ванслова, Н.Л. Кульчинская, Б.А. Столяров), разработаны вопросы содержания образования ребенка в музейной среде (Е. Г. Ванслова, М.А. Волчкова). В тоже время следует отметить, что интеграция музейных занятий в учебно-воспитательный процесс пока что носит единичный характер и не нашла должного отражения ни в научно-методическом, ни в практическом аспектах. Список литературы:
|