Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Инновационная деятельность учреждения по внедрению современной модели социального партнерства ДОО и семьи
Педагогика
Автор: Лыжина Надежда Васильевна   
27.07.2017 23:55

Инновационная деятельность учреждения по внедрению современной модели социального партнерства ДОО и семьиИнновационная деятельность учреждения по внедрению современной модели социального партнерства ДОО и семьи

Лыжина Надежда Васильевна, старший воспитатель МБДОУ г. Мурманска №7

Дошкольный период впервые в истории нашего государства стал самоценным уровнем системы образования и признан важнейшим периодом становления личности.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования перед дошкольным учреждением встают задачи, решение которых предполагает открытость учреждения, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким и дифференцированным, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, организуется социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

 

Скачать конспект

Цель деятельности нашего учреждения – создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОО, вовлечение родителей в образовательный процесс.

Коллектив поставил перед собой задачи: обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей; установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки между ДОО и семьей; оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях

Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому наше взаимодействие невозможно без учета интересов и запросов родителей. Именно по этой причине наш коллектив сегодня ориентируются на поиск инновационных форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, сформируют активную родительскую позицию и в целом смогут обеспечить социальное партнерство ДОУ и семьи как фактор социокультурного развития личности воспитанника

Родители наших воспитанников активно включены в образовательный процесс: родительский комитет группы и ДОО, Совет ДОО, родители присутствуют на заседаниях психолого- медико — педагогического консилиума в учреждении. Много различных форм работы с родителями апробировано на сегодняшний день. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят.

Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает: формирование банка данных социальных характеристик семей; составление программы изучения семьи (принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса, особенностей домашней педагогической системы); изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения; систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников; создание семейных клубов по интересам (педагогическим возможностям); изучение педагогических инициатив родителей, представление возможностей поделиться своим мнением по проблемам воспитания и образования детей, взаимодействия с педагогами; составление картотек. Эта работа была проведена нашими педагогами.

Для реализации основных концептуальных положений данной модели сотрудничества, требуется система психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Социально-психологическая служба ДОО органично включена в деятельность системы и обслуживает всех субъектов образовательного процесса в ДОО, целью которой является: предотвращения отклонений в поведении, способствование социализации детей.

В рамках данного направления проводятся разнообразные мероприятия: тематические консультации, тренинги, круглые столы, семинары-практикумы на различные темы, например: «Профилактика детских страхов», «Как снизить психоэмоциональное напряжение у ребенка в период адаптации», «Профилактика детских конфликтов», «Как преодолеть последствия кризиса трех лет», «Как развивать у ребенка уверенность в себе» и т.д.

Эффективность работы педагога-психолога ДОО в достижении поставленных целей во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами и при условии применении их в системе. Формы работы педагога-психолога с родителями подразделяются на групповые (выступления на родительских собраниях «Создание благоприятного психологического климата в семье»; психологические игры, упражнения, занятия для родителей с элементами тренинга, родительские гостиные, Родительский клуб; круглые столы и т.д.); индивидуальные (психологические консультации и беседы); наглядно-информационные (информационные проспекты для родителей, памятки, буклеты «Особенности развития внимания у дошкольников и их учет при обучении и профилактике ДДТТ», «Говорим с ребенком на языке игры» и др.)

Результативностью работы в этом направлении можно считать обеспечение психологически комфортных условий жизни воспитанников в ДОО и семье, грамотное психологическое сопровождение и отслеживание развития в соответствии с ФГОС ДО

В работе по введению ФГОС ДО, важным является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, в связи с чем, очень актуально взаимодействие учителя — логопеда ДОО с родителями воспитанников. Одна из наиболее сложных проблем – различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители испытывают определённые трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома. Цель работы в этом направлении – организация работы с родителями детей, имеющих нарушения речи, для сохранения последовательности и системности коррекционного обучения.

В процессе работы с семьей было проведено изучение особенностей семей, воспитывающих детей с нарушениями речевого развития для установления взаимосвязи между активностью родителей в процессе коррекционно-развивающего обучения на речевое развитие детей с речевой патологией. Апробированы новые формы работы с родителями: круглые столы, проводимые совместно с педагогом-психологом; совместные игровые занятия взрослых с детьми (индивидуальные и подгрупповые) на этапе автоматизации звуков в словах, предложениях; еженедельное оформление стендов с практическими советами; сочинения родителей на тему «Мой ребенок»; ежемесячные буклеты. Разработаны нетрадиционные задания на автоматизацию звуков в домашних условиях с использованием ИКТ. Созданы видеозаписи артикуляционных упражнений, выполняемых детьми, занимающимися на логопункте. Из этих упражнений составлены необходимые для каждого ребенка комплексы и записаны на компьютерные диски. Проводятся «Родительские пятиминутки», на которых родителям предлагаются разнообразные дидактические игры для выполнения домашних заданий с ребенком. Родители принимают активное участие в подготовке таких игр в необходимом количестве. После «Родительских пятиминуток» в течение недели родители обмениваются играми через детские шкафчики. После такой подготовки эффективность на этапах автоматизации звуков резко стало повышаться, а это особенно важно в условиях работы логопункта.

В целях логопедической пропаганды в течение года в родительском уголке выставляются папки-передвижки с консультациями. Учитель-логопед оформляет консультации для общеразвивающих групп ( «Детские проблемы, требующие коррекции», «Умеете ли вы общаться»), принимает участие с консультациями по разным вопросам ( «Движение и речь», «Подготовка детей к обучению письму») на общих родительских собраниях.

В результате инновационного подхода в работе с семьями детей – логопатов были получены высокие результаты коррекционно-развивающей работы с детьми ДОУ при выпуске с логопункта. Итоговая диагностика воспитанников говорит об успешности развития детей и их готовности к дальнейшему школьному обучению.

Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с семьей так же является важнейшим направлением обеспечения качества образования на современном этапе. Формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями разнообразны: анкетирование, тестирование, фото – выставки «Нам не страшны преграды, если мама рядом», «В гостях у козлят»; круглые столы «В мире музыки и движений»; открытые просмотры музыкальной деятельности; совместные праздники и развлечения «Путешествия по произведениям К. Чуковского», «Солнце вешнее, птичка певчая», «В гостях у светофора»; дни здоровья, экскурсии, выставки, творческие конкурсы, совместные проекты «Мы растем достойной сменой», «Задорная частушка».

Наибольшая результативность в работе была достигнута в ходе использования новых нетрадиционных форм работы, таких как: конкурсов «Мисс малышка», «Праздник шляпок», «С песенкой по лесенке» и др., изготовление совместно с родителями нетрадиционных музыкальных инструментов; конкурс семейных талантов «Минута славы». Воспитанники ДОО активные участники музыкальных конкурсов.

В ДОО проводится систематическая работа по созданию условий для адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада. Успешной адаптации способствует благоприятная атмосфера в группе, организация совместной деятельности. Родителям предоставляется консультативная помощь по проблемам адаптации, проводятся беседы на тему: «Как подготовить ребенка к детскому саду», «Особенности воспитания и обучения детей двух-трех лет» и другие, проводятся консультации (индивидуальные и групповые.), по вопросам адаптации детей к условиям ДОО и на интересующие родителей темы. На протяжении последних лет 100 % детей групп раннего и младшего дошкольного возраста имеют лёгкую и среднюю степень адаптации, тяжелой степени адаптации нет.

Коллектив педагогов убежден, что эффективность работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников определяется и заинтересованностью родителей воспитанников.

Дети с удовольствием принимают активное участие в различных мероприятиях вместе с родителями. Наши воспитанники неоднократно награждались дипломами комитета по физической культуре и спорту администрации города Мурманска.

Опыт работы по реализации оздоровительных, воспитательных и образовательных задач физического воспитания во взаимосвязи с семьей был представлен на мероприятиях различного уровня. Осознанное включение родителей в совместный с педагогами образовательный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения, признание приоритета семейного воспитания позволяют значительно повысить эффективность работы в вопросе сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Понимая государственную значимость работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, коллектив ищет новые приемы и методы вовлечения родителей в образовательный процесс, а так же оказывает педагогическую поддержку семей, имеющих детей с ОВЗ.

Открытое прямое сотрудничество, взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, активное включение родителей в жизнь детского сада — главный принцип взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, при котором возможно выполнение главной цели — сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Вместе с родителями активно реализуются совместные проекты: творческие ( «Частушечка-говорушечка», «Разноцветный мир»); исследовательские ( «Зачем человеку вода?»); игровые проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи; информационные к (дети с помощью взрослых собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы); реализуются детско-родительские проекты: «Моя семья», «Папа может, папа может…»

Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Семьи воспитанников участвуют в проектах, направленных на благоустройство территории, прилегающей к образовательному учреждению.

Реализуемая нами модель взаимодействия с семьями воспитанников на основе сотрудничества помогает наиболее полному личностному развитию воспитанников их успешной социализации. Постепенно уходит непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и ДОО длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Положительный результат будет, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие и сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка нельзя недооценивать. Именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Опыт показывает, что участие детей в совместных мероприятиях с привлечением родителей делает их более открытыми, активными, способствуют обогащению эмоциональной сферы, активному развитию познавательного интереса, физических качеств, укреплению здоровья, успешной социализации детей.

Мы считаем, что разработанная нами модель социально — педагогического партнерства семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия, которая способствует созданию единого образовательного пространства.

Она ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, а дошкольное учреждение становится посредником между ребенком и родителями и является мощным ресурсом социокультурного развития личности воспитанников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год