Материал для Демо-системы: "Сферы проявления детской инициативы: творческая деятельность"
Работу выполнили воспитатели ГБОУ Школа №1034 здание по адресу: ул. Братеевская, дом 10, корпус 2. МОСКВА 2016:
- Галкина Татьяна Вячеславовна
- Карабаза Раиса Александровна
- Миляева Жанна Владимировна
1 слайд.
Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее.
Л.С. Выготский
Скачать конспект
2 слайд.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов
дошкольного образования является поддержка детей в различных
видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей:
- Создание условий для свободного выбора детьми деятельности участников совместной деятельности;
- Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
- Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
3 слайд.
Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения, период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это происходит в творческой деятельности. Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять. Во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов, событий и явлений. Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.
Инициатива – начало, почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость; руководящая роль в действиях.
Синонимы: активность, деятельность, начинание, побуждение, почин, предложение, предприимчивость, способность к самостоятельным, активным действиям.
4 слайд.
Инициативный ребенок должен уметь реализовывать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность.
Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.
Творческие способности дошкольника активно развиваются в разных видах деятельности.
Факторы для развития познавательно – интеллектуальной активности детей:
- предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию.
- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково – познавательной деятельности детей.
- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей группы.
- родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового.
5 слайд.
Рекомендации по развитию детской инициативы для родителей.
- Поддерживайте инициативу, собственную активность ребёнка. Даже если она кажется неуместной.
- Инициатива – первый шаг к творчеству. Для её подавления достаточно одного слова или взгляда. А чтобы возродить – годы. Понаблюдайте за тем, что ребёнок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узорчики на тетрадях и т. д.). Даже если это увлечение вам кажется бесполезным, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книги по данной теме, поищите информацию в Интернете и т. д.). Только то, что делается с интересом, по-настоящему продуктивно. Если вы поощряете интерес ребёнка. Он быстрее прислушается к вашим требованиям.
- Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности – наличие стойкого интереса к ней. Будьте терпимы к ошибкам ребёнка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только, когда ребёнок достаточно уверен в себе.
- Оставляйте ребёнка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как вам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включён ребёнок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества.
- слайд.
- Наблюдайте за ребёнком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.
- Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребёнка с собой ( «вот я в твои годы» и т. д.). Для ребёнка важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом. Совершенный родитель для ребёнка- недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их, превзойти.
- Помогите ребёнку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для ребёнка важна оценка его деятельности родителями.
Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего ребёнка по телефону родственникам – то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, в общем — творить. Не скупитесь на знаки внимания!
|