Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Обучение и воспитание детей с церебральным параличом в группе «Особый ребенок»
Педагогика
Автор: Гудкова Людмила Захаровна, - Сапрунова Екатерина Сергеевна, Козлова Марина Викторовна   
10.04.2017 23:19

Обучение и воспитание детей с церебральным параличом в группе «Особый ребенок»Обучение и воспитание детей с церебральным параличом в группе «Особый ребенок»

Авторы:

  • Гудкова Людмила Захаровна воспитатель первая квалификационная категория
  • Сапрунова Екатерина Сергеевна педагог-психолог первая квалификационная категория
  • Козлова Марина Викторовна воспитатель по физической культуре первая квалификационная категория

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1034»

Мы работаем в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок», которую посещают дети, имеющие различные нарушения в развитии. Больше всего детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Известно, что обучение и воспитание детей с церебральным параличом затруднено из-за смешанного характера дефекта, при котором сочетаются двигательные, речевые, познавательные и личностные нарушения.

 

Скачать конспект

Наш опыт работы с этими детьми показывает, что в их социальной адаптации и развитии интеллектуальных возможностей большую роль играет начатое в раннем и дошкольном возрасте дифференцированное воспитание и обучение, адекватное их психофизическим особенностям. Выбор содержания и методов воспитания при этом определяется не только возрастом ребенка и решением задач его развития, но предусматривает разработку специальных мероприятий, направленных на коррекцию наиболее нарушенных психических функций и двигательной сферы. Для решения этих задач мы разработали адаптивную образовательную программу в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и направленную на реализацию запросов и потребностей участников образовательного процесса (ребенок-педагог-родитель).

Согласно программе, в работе с детьми используются разнообразные формы непосредственно образовательной деятельности (НОД).

Все формы НОД для детей с ДЦП включают в себя разные компоненты образовательных областей. Особое внимание уделяется образовательной области «Физическое развитие», так как главным для детей с этим диагнозом является двигательная деятельность.

Развитие двигательной активности мы осуществляем поэтапно в ходе специальных упражнений, с учетом степени сформированности основных двигательных функций. Проведению мероприятий по становлению общей моторики должны предшествовать приемы, направленные на нормализацию мышечного тонуса.

Повышенный мышечный тонус ограничивает возможности ребенка в воспроизведении в полном объеме сложных движений, необходимых для осуществления двигательного акта, а пониженный мышечный тонус не позволяет ребенку выполнять движения с нужной силой и соразмерностью.

Для нормализации мышечного тонуса можно использовать следующие приемы:

  • контрастные ванночки – ванночки с горячей и холодной водой

- работа с глиной или тестом – способствует нормализации мышечного тонуса и развитию ручной деятельности.

При развитии двигательных функций важно использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (проведение упражнений перед зеркалом), тактильных (применение различных приемов массажа; ходьба босиком по песку и камешкам; щеточный массаж), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами), температурных (упражнения в воде с изменением ее температуры). Не менее важное место отводится четкой речевой инструкции и сопровождению движений стихами, что развивает целенаправленность действий, создает положительный эмоциональный фон, улучшает понимание обращенной речи, обогащает словарь ребенка.

Это еще раз доказывает, что для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата не менее важное значение имеет сенсорное воспитание.

В процессе сенсорного воспитания ребенка с церебральным параличом, в первую очередь, развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве и времени, запахе и вкусе.

Во-вторых, сенсорное воспитание предполагает развитие у ребенка мышления, так как обработка поступающей в головной мозг сенсорной информации осуществляется в форме мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования.

И наконец, сенсорное воспитание стимулирует развитие всех сторон речи и способствует расширению и обогащению словаря ребенка.

Поэтому в своей работе мы используем комплексные занятия. Ведь основной целью коррекционного обучения и воспитания детей с церебральным параличом является всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности. Предлагаем вам познакомиться с таким занятием.

Комплексная НОД

с детьми с церебральным параличом в группе «Особый ребенок»

Тема: «Солнышко»

Цели:

  1. Развитие зрительного восприятия (цвет, форма)
  2. Развитие мышления (группировка предметов по форме)
  3. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения отвечать на вопросы).
  4. Развитие общей и мелкой моторики.
  5. Развитие навыков счета.
  6. Развитие целенаправленного внимания и зрительной памяти.

Демонстрационный материал:

  • круглое желтое солнышко (мягкая игрушка)
  • большой мячик желтого цвета

- тучка с капельками.

Раздаточный материал:

  • коробочки для складывания деталей
  • для каждого ребенка по 5 желтых кругов и синих квадратов
  • 10 счетных палочек (желтого цвета)
  • две тарелочки разных цветов (зеленая и синяя)

- альбомные листы с нарисованным в центре желтым кругом (солнце), желтые цветные карандаши.

Ход занятия

Радостно встречаю детей, называю каждого по имени, делаю комплименты.

Воспитатель. Какое у Василисы красивое платье! Как хорошо улыбается Кирилл. Сережа принес с собой красную машину. Здравствуй, Егор, ты пришел с мамой? И т.д.

Сюрпризный момент

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что так ярко светит к нам в окошко? Подхожу к окошку и беру солнышко-игрушку. Дети здороваются с солнышком, рассматривают его.

Воспитатель. Дети, какое солнышко? Желтое, круглое, большое, красивое. (Ответы детей)

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Читаю детям стихотворение А. Барто. Слушая стихотворение, дети сжимают руки в кулачки и снова их разжимают и т.д.

Воспитатель.

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку,

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку!

Дидактическая игра «Круги – квадраты»

Показываю детям перемешанные круги и квадраты.

Воспитатель. Посмотрите, ребята! Солнышко решило спрятаться от нас. У вас на столе лежит коробочка, в которой много разных геометрических фигур. Давайте найдем фигуры, похожие на солнышко.

Дети получают по набору из 5 кругов и квадратов и раскладывают их в две кучки.

Воспитатель. Где солнышки? (Ответы детей)

Родители или воспитатель убирают в коробочку 5 квадратов и 4 круга. У детей осталось по одному кругу – круглое солнышко.

Дидактическая игра «Один – много»

У детей на столе две тарелочки разных цветов (зеленая, со счетными палочками и синяя — пустая)

Воспитатель. Ребята возьмите синюю тарелочку и положите в серединку желтый круг – это будет у нас солнышко.

Теперь возьмите одну счетную палочку-лучик и положите рядом с солнышком. Сколько лучиков вы положили?

(Спрашиваю у каждого ребенка, сколько лучиков он положил.)

Воспитатель. Правильно, один.

Воспитатель. Теперь давайте положим много счетных палочек-лучиков вокруг солнышка.

Дети с зеленой тарелочки перекладывают счетные палочки рядом с кружком, образуя солнышко.

Воспитатель. Сколько мы положили лучиков? Много.

Воспитатель. Сколько солнышек у вас получилось? Правильно, одно солнышко.

Спрашиваю у каждого ребенка, сколько солнышек у него получилось.

Воспитатель. А теперь посмотрите, что я сейчас сделаю.

Забираю у каждого тарелочку с солнышком и кладу на стол. Предлагаю детям посмотреть, что стало.

Воспитатель. Сколько теперь солнышек лежит у меня на столе. Правильно, много. Как сразу светло стало в группе.

Подвижная игра «Солнышко покатилось»

Достаю большой желтый мяч и говорю, что солнышко хочет поиграть с ребятами. Дети садятся на пол, образуя круг. Воспитатель садится в центр и катит первому ребенку мяч, получив от него таким же образом мяч, катит следующему.

Игра малой подвижности «Солнце и зонтик»

Воспитатель. Сейчас мы поиграем в игру «Солнышко и зонтик». Я буду вам показывать то солнышко, то тучку. У солнышка есть лучи, поэтому солнышко мы будем изображать так – разведите руки в стороны. А когда идет дождь, надо прятаться под зонтик – сложите руки над головой – руки образуют треугольник – получился зонтик. (Показываю и произношу по очереди солнышко и тучка.)

Рисование цветными карандашами «Лучи солнышка»

Воспитатель. А хотите, чтобы у вас дома, было свое солнышко? (Ответы детей)

Раздаю детям альбомные листы с изображением желтых кругов и показываю, как дорисовать солнышку лучики.

Воспитатель. Давайте сядем за стол и нарисуем солнышку лучики.

Все ребята молодцы, все старались. Теперь не только у нас в группе будет солнышко, но и у вас дома.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год