Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО» |
Педагогика | |||
Автор: Михляева Дарина Владимировна | |||
02.03.2016 13:36 | |||
Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО» Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №106 Невского района Санкт-Петербурга Педагог-психолог: Михляева Д. В. 18. 03. 2014 Данная методическая разработка предназначена для проведения мероприятий с педагогами (педагогический совет, занятия по психологическому просвещению педагогов и т. д.) в рамках психологического сопровождения образовательного процесса. Разработка представлена в виде рефлексивной диагностической методики «Кто Я в профессиональной деятельности?», за основу которой взята модификация Румянцевой Т. В. теста «Кто Я?» М. Куна, Т. Макпартленда.
Представления отечественной психодиагностики, предполагают, что рефлексивные вопросы помогают исследовать образ себя, отношение к себе, ценности и смыслы, раскрывающие содержание рефлексивной активности личности. Измерительная направленность является второстепенной в методах рефлексивной диагностики, их цель «не столько получение максимально исчерпывающей и объективной информации об интересующем феномене (как принято в традиционной психодиагностике), сколько создание рефлексивной среды, с тем, чтобы наиболее полно осмыслить профессиональную реальность» (1, с.28). Вопрос «Кто Я в профессиональной деятельности?» напрямую связан с деятельной идентичностью, которая «дает важную информацию о человеке и включает в себя обозначение занятий, увлечений, а также самооценку способностей к деятельности, самооценку навыков, умений, знаний, достижений. Идентификация своего «деятельного Я» связана со способностью сосредоточиться на себе, сдержанностью, взвешенностью поступков, а также с дипломатичностью, умением работать с собственной тревогой, напряжением, сохранять эмоциональную устойчивость, то есть является отражением совокупности эмоционально-волевых и коммуникативных способностей, особенностей имеющихся взаимодействий» (5, с.102). Цель: Обеспечить психологическую готовность педагогов к внедрению профессиональных стандартов. Задача: Помочь педагогам наиболее полно осмыслить свою профессиональную реальность и наметить пути совершенствования своей профессиональной деятельности в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО. План:
Инструкция: «В течение 12 минут вам необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: «Кто Я в профессиональной деятельности?». Постарайтесь дать как можно больше ответов, характеризующих Вас как профессионала и вашу профессиональную деятельность. Каждый новый ответ начинайте с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов. Также важно замечать, какие эмоциональные реакции возникают у вас в ходе выполнения данного задания, насколько трудно или легко вам было отвечать на данный вопрос». Когда педагоги закончат отвечать, попросить их произвести обработку опросника: «Пронумеруйте все сделанные вами отдельные ответы-характеристики. Слева от каждого ответа поставьте его порядковый номер. Теперь каждую свою отдельную характеристику оцените по четырехзначной системе:
Знак своей оценки необходимо ставить слева от номера характеристики. У вас могут быть оценки как всех видов знаков, так и только одного знака или двух-трех. После того как вами будут оценены все характеристики, подведите итог:
2. Анализ результатов опросника, их связь с предъявляемыми требованиями к современному педагогу Следует отметить, что единой общепризнанной профессиограммы педагога не существует. Среди необходимых составляющих педагогической деятельности наиболее часто выделяют:
Опираясь на эти составляющие педагогической деятельности, педагогам предлагается проанализировать результаты опросника «Кто Я в профессиональной деятельности?». Проявления педагогической направленности Педагогическая направленность проявляется в «интересе к содержанию педагогической деятельности» (2). Если человек проявил достаточно высокий уровень рефлексии при выполнении задания, т. е. дал достаточно высокое количество ответов, можно сказать, что он проявляет интерес к своей деятельности. Само слово «рефлексия» происходит от позднелатинского «reflexio», что буквально означает «обращение назад, отражение». Рефлексия – это способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению, стимулирует процессы самосознания, обогащает «Я-концепцию» человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования. В последнее время рефлексивную активность называют среди самых важных педагогических способностей. Человек с более развитым уровнем рефлексии дает в среднем больше ответов, чем человек с менее развитым представлением о себе (или более «закрытый»). Также об уровне рефлексии говорит субъективно оцениваемая самим человеком легкость или трудность в формулировании ответов на вопрос. Как правило, с более развитым уровнем рефлексии быстрее и легче находит ответы, касающиеся особенностей его профессиональной деятельности. Человек же, не часто задумывающийся о своей работе и о себе как профессионале, отвечает на вопрос теста с трудом. О низком уровне рефлексии можно говорить, когда человек может дать только 2-3 ответа (при этом важно уточнить, что человек действительно не знает, как можно еще ответить на задание, а не просто перестал записывать свои ответы в силу своей скрытности). О достаточно высоком уровне рефлексии свидетельствует 15 и более разных ответов на вопрос. О профессиональной направленности можно также говорить по временному аспекту идентичности. Анализ временного аспекта идентичности необходимо проводить, исходя из посылки, что успешность взаимодействия человека с окружающими предполагает относительную преемственность его прошлого, настоящего и будущего «Я». Поэтому рассмотрение ответов человека на вопрос «Кто я в профессиональной деятельности?» должно происходить с точки зрения их принадлежности к прошедшему, настоящему и будущему времени (на основе анализа глагольных форм). Особое внимание необходимо обратить на присутствие и выраженность в самоописании показателей перспективной идентичности, т. е. идентификационных характеристик, которые связаны с перспективами, пожеланиями, намерениями, мечтами. При этом важно учитывать, что признаком психологической зрелости является не просто наличием устремленности в будущее, а некоторое оптимальное соотношение между направленностью в будущее и принятием, удовлетворенностью настоящим. Преобладание в самоописании глагольных форм в прошедшем времени, говорит о наличии в настоящем неудовлетворенности, стремлении вернуться в прошлое. Доминирование глагольных форм будущего времени говорит о неуверенности в себе, стремлении человека уйти от трудностей настоящего момента в силу недостаточной реализованности в настоящем. Преобладание в самоописании глаголов настоящего времени говорит об активности и сознательности действий человека. Чаще всего в самоописаниях используются существительные и прилагательные, однако, гармоничный тип лингвистического самоописания характеризуется использованием приблизительно равного количества существительных, прилагательных и глаголов. Проявления педагогической компетентности, профессионально-важных качеств Использование при самоописании слов «знаю», «умею», «могу» ( «знающая», «умеющая»). Описание своих способностей. Для педагогической деятельности считаются важными:
Указания в самоописании на личностные качества, интересы и склонности важные для педагогической деятельности:
Проявления педагогического самосознания Одним из компонентов профессионального самосознания является самооценка. «Структура самооценки учителя оптимальна тогда, когда в ней фиксируется создание позитивной Я-концепции. Позитивная Я-концепция учителя влияет не только на его деятельность, но и на общий климат взаимодействия с учениками» (2). Самооценка представляет собой эмоционально-оценочную составляющую Я-концепции. Она отражает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности и деятельности. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Самооценка идентичности определяется в результате соотношения количества оценок «+» и «-», которые получились при оценивании каждого своего ответа на этапе количественной обработки. Самооценка считается адекватной, если соотношение положительно оцениваемых качеств к отрицательно оцениваемым составляет 65-80% на 20-35%. Адекватная самооценка состоит в способности реалистично осознавать и оценивать как свои достоинства, так и недостатки, за ней стоит позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной полноценности. Также адекватная самооценка выражается в том, что человек ставит перед собой реально достижимые и соответствующие собственным возможностям цели и задачи, способен брать на себя ответственность за свои неудачи и успехи, уверен в себе, способен к жизненной самореализации. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности. Человек с адекватной самооценкой свободно и непринужденно ведет себя среди людей, умеет строить отношения с другими, удовлетворен собой и окружающими. Самооценка считается неадекватно завышенной, если количество положительно оцениваемых качеств по отношению к отрицательно оцениваемым составляет 85-100%, т. е. человек отмечает, что у него или нет недостатков, или их число достигает 15% (от общего числа «+» и «-»). Люди с завышенной самооценкой, с одной стороны, гипертрофированно оценивают свои достоинства: переоценивают и приписывают их, с другой стороны, недооценивают и исключают у себя недостатки. Они ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых реально могут достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Человек с завышенной самооценкой характеризуется также неспособностью принимать на себя ответственность за свои неудачи, отличается высокомерным отношением к людям, конфликтностью, неудовлетворенностью своими достижениями, эгоцентризмом. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность. Самооценка считается неадекватно заниженной, если количество отрицательно оцениваемых качеств к положительно оцениваемым составляет 50-100%, т. е. человек отмечает, что у него или нет достоинств, или их число достигает 50% (от общего числа «+» и «-»). Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. Ведь низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности, которые обусловлены недооценкой своих успехов и достоинств. При заниженной самооценке человек характеризуется неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно не обоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как пассивность, смирение, «комплекс неполноценности». Использование знака «плюс-минус» ( «±») говорит о способности человека рассматривать то или иное явление с двух противоположных сторон, о степени его уравновешенности, о «взвешенности» его позиции. Если количество знаков «±» достигает 10-20 % (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к уравновешенному типу. Для них характерна большая стрессоустойчивость, они быстрее разрешают конфликтные ситуации, умеют поддерживать конструктивные отношения с разными людьми: И с теми, которые им в целом нравятся, и с теми, которые у них не вызывают глубокой симпатии; терпимее относятся к недостаткам других людей. Если количество знаков «±» превышает 30-40% (от общего числа знаков), то такого человека можно отнести к сомневающемуся типу. Такое количество знаков «±» может быть у человека, переживающего кризис в своей жизни, а также свидетельствовать о нерешительности как черте характера (когда человеку трудно принимать решения, он долго сомневается). Наличие знака «?» при оценке идентификационных характеристик говорит о способности человека переносить ситуацию внутренней неопределенности, а значит, косвенно свидетельствует о способности человека к изменениям, готовности к переменам. Применяющие данный знак люди, как правило, быстрее выходят на уровень самостоятельного решения собственных проблем. Данный знак оценки используется достаточно редко, наличие 3 и более знаков «?» предполагает у человека наличие кризисных переживаний 3. Знакомство педагогов с компетенциями педагогических работников, предъявляемых ФГОС ДО и внедряемыми профессиональными стандартами. Согласно пункту 3.4. 2. ФГОС ДО педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей. Для компетенции характерно наличие знаний и умений. Профессиональный стандарт педагога, вводимый как средство реализации ФГОС, определяет трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения для осуществления определенных стандартом трудовых функций педагога. Далее либо зачитать педагогам необходимый текст из профессиональных стандартов, либо предложить им ознакомиться с текстом самостоятельно на страницах интернета: http: //www. rosmintrud. ru/docs/mintrud/orders/129/; http: //профстандартпедагога. рф/библиотека-материалов/нормативно-правовая-информация/приказы-ведомств/. Предложите педагогам проанализировать свою педагогическую реальность (по проведенному на мероприятии опроснику) в свете предъявляемых вводимым профессиональным стандартом педагога требований. Это поможет наметить пути совершенствования своей профессиональной деятельности, подобрать соответствующие недостающим знаниям и умениям курсы повышения квалификации. Литература:
|