Качество организации воспитательно-образовательного процесса |
Педагогика | |||
Автор: Дегтярева Наталья Александровна | |||
11.02.2016 13:15 | |||
Качество организации воспитательно-образовательного процесса (условия организации воспитательно-образовательного процесса, условия комфортности, материально-техническое обеспечение, организация питания) Важной задачей ДОУ при введении ФГОС становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей образовательной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
2. условия организации воспитательно-образовательного процесса В соответствии с требованиями ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ среда должна: −соответствовать принципу развивающего образования, цель которой — развитие ребенка −сочетать принципы научной обоснованности и практической применяемости; −обеспечивать интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, спецификой образовательных областей; −предусматривать решение задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей; −в полной мере обеспечивать условия для поддержки и развития игровой деятельности детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей. Таким образом, организация образовательной среды — направление, связанное с созданием целостной системы материальных, культурных и дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение учебно- воспитательных задач в оптимальных условиях. 3. Вся работа в воспитательно -образовательном процессе проводится по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.
4. условия комфортности Начальный этап воспитательно-образовательного процесса дошкольника – это адаптация, успешность которой будет зависеть от того, какие подходы и методы используют педагог и родитель. Комфортность – уютная атмосфера для детей и взрослых, удовлетворение основных жизненных потребностей: в эмоционально-психологической, нравственной; охране жизни и здоровья, в общении, участие в жизни детского сада. В нашем детском саду созданы условия по обеспечению социально-психологической комфортности: предметно-развивающая среда (эстетичность, полифункциональность помещений ДОУ и оборудования); индивидуальность, дифференцированный подход в организации воспитательно-образовательного процесса; сотрудничество педагогов. 1. До прихода в детский сад необходимо проводить анкетирование для того, чтобы проанализировать готовность ребенка к поступлению в ДОУ. 5. 2. В период адаптации проводится ряд следующих мероприятий с детьми: Использование музыкального сопровождения, Обеспечение теплового комфорта, Использование массажа, Назначение витаминов, Сохранение привычных воспитательных приемов. 3. Рекомендации родителям в период адаптации: Щадящий режим, Дневной сон, Прогулки на свежем воздухе, Питание, Спокойная и доброжелательная обстановка в семье, Положительно настроенные родители на посещение ребенком детского сада. 6. С точки зрения психолого-педагогического сопровождения ребенка в воспитательно-образовательном процессе, выделяется определенная последовательность использования современных подходов в режиме дня дошкольника. 1) Начнем с того, что ребенок утром приходит в детский сад. Многие дети плачут и по какой-то причине не заходят в группу, именно в этом случае мы можем использовать ситуацию – отвлечение: Чтение потешки. Использование игрушек. Использование игровой ситуации. 7. 2) Следующий момент – это утренняя гимнастика. Мы можем использовать следующие подходы: Проведение гимнастики в игровой форме. Использование положительного эмоционального настроя. Учитывать индивидуальные желания детей. 8. 3) Самостоятельная деятельность детей: Использование детьми различных игровых материалов. Использование личностно-ориентированного стиля общения педагога. 9. 4) Деятельность детей на занятиях: Все занятия проводятся в игровой форме. Перед занятием психологическая игра. Дыхательная гимнастика. Занятия проводятся по подгруппам. Использование индивидуальных занятий 10. 5) Для смены деятельности и снятия эмоционального напряжения после занятий можно использовать следующие подходы: Релаксация. Игротерапия (использование театрализованных игр, подвижных игр, словесных игр, игр-забав, игр со строительным материалом). 11. 6) Следующий важный момент – приготовление ко сну: Индивидуальный подход. Усыпительная гимнастика. Чтение книг. 7) Современные мероприятия, которые проводятся после сна: Гимнастика после сна. Зайки нюхают цветы, как умеешь нюхать ты: Носиком вдохнули (делаем носом вдох), Ротиком подули (3-4 раза) Солнышко вдыхаем, сон выдыхаем. Улыбку вдыхаем – «капризки» выдыхаем. Здоровье вдыхаем – болезнь отпускаем! Гимнастика в кроватях. Метод обширного умывания. Закаливающие мероприятия. 8) При проведении всех последующих режимных моментов необходимо учитывать: Личностно-ориентированный подход. Общение на уровне глаз. Индивидуальный подход к каждому ребенку. Использовать психологические и эмоциональные игры. 12. материально-техническое обеспечение Большая роль в эффективности качества воспитательно- образовательного процесса детского сада отводится материально- техническому обеспечению ДОУ и оснащённости образовательного процесса. В нашем детском саду созданы все условия для полноценного развития детей. В групповых комнатах пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и учебной деятельностью. Помещения групп детского сада оснащены детской и игровой мебелью, соответствующей по параметрам возрасту воспитанников, целесообразно расставленной относительно света и с учетом размещения центров активности детей, отведенных для игр, совместной, самостоятельной деятельности дошкольников. 13. Групповые помещения ДОУ имеют комнату для раздевания, игровую, спальную и туалетную комнаты. Каждая группа имеет свое «лицо» в соответствии с названием. В целом она организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые для осуществления любой деятельности были доступны детям и убирались ими на место самостоятельно, что дает возможность обеспечивать в группах порядок и уют. При создании предметно-развивающей среды в групповых комнатах также учтена полоролевая специфика. Созданы игровые уголки для проведения сюжетно-ролевых игр, в каждой группе имеются уголки изодеятельности, театрализованной деятельности, уголки для самостоятельной деятельности детей. 14. Музыкальный зал. Для выполнения задач по художественно- эстетическому циклу имеется красиво оформленный музыкальный зал, музыкальные инструменты для обучения игре на них. 15. В дошкольном учреждении созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития: Спортивный зал оборудован необходимым инвентарем для проведения закаливающих мероприятий, разработана система упражнений для занятий на спортивных тренажерах; предстоит разработать и разместить информацию по вопросам физического воспитания на официальном сайте ДОУ. 16. Медицинский кабинет оснащен необходимым оборудованием, проводится вакцинация детей против гриппа, предстоит освоить систему оздоровительной работы с детьми (закаливание, воздушные ванны, босохождение в теплое время, гимнастика после сна, курсы поливитаминов); 17. в дошкольном образовательном учреждении функционируют следующие помещения: методический кабинет; кабинет заведующей; кабинет завхоза, бассейн, прачечная, кухня. Игровые площадки на территории д/с, В условиях современного развития общества невозможно представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве — умение самостоятельно приобретать новые знания. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию, одна из главных задач которого — заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому нашему учреждению также необходимо внедрять информационные технологии в систему дошкольного воспитания и обучения. 18. организация питания Роль питания в современных условиях значительно повышается в связи с ухудшением состояния здоровья детей в результате целого комплекса причин, одной из которых является нарушение структуры питания и снижение его качества как в семье, так и в организованных детских коллективах. Основным принципом питания дошкольников в детском саду служит максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей. Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания дошкольников. Надо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей. 19. Другим условием является строгий режим питания, который должен предусматривать не менее 4 приемов пищи: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, причем три из них обязательно включают горячее блюдо. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ. Организация питания детей в детском саду должно сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого необходима четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне ДОУ дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью в детском саду ежедневно вывешивается меню. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по набору продуктов и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в ДОУ. Уважаемые родители! Утром, до отправления ребенка в детский сад, не кормите его, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе. Однако если ребенка приходится приводить в ДОУ очень рано, за 1-2 часа до завтрака, то ему можно дома дать сока и (или) какие-либо фрукты. Никогда не давайте ребенку с собой никаких продуктов питания, это может навредить его здоровью!!! Спасибо за внимание!
|