«Проектная деятельность как инструмент развития детской инициативности». |
Педагогика | |||
Автор: Шошина Елена Владимировна | |||
09.08.2021 20:04 | |||
«Проектная деятельность как инструмент развития детской инициативности». Шошина Е. В воспитатель высшей квалификационной категории «МБДОУ ЦРР-дсад «Колокольчик» г. Абакан Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе семинара «Проектная деятельность как инструмент развития детской инициативности». Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это дальнейшее повышение вашей мотивации к овладению методом проектов как одним из инструментов развития детской инициативности. «Перед человеком к разуму три пути: путь размышления – самый благородный; путь подражания – самый легкий; путь личного опыта — самый тяжелый путь». Ребенок неутомимый исследователь, он хочет все знать, все понять, во всем разобраться.
В Федеральных государственных образовательных стандартах указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и развивать себя как личность
В дошкольном возрасте необходимо помочь ребёнку раскрыть своё «я», научиться высказывать своё мнение, проявлять инициативу, а не действовать по указке взрослых, от ребенка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно.
Самостоятельность – это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение; Инициативность – это частный случай стремления к самостоятельности, изменения форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество рассматривается и как волевая характеристика поведения человека; проявляется во всех видах деятельности. Инициатива от латинского initium (начало) это почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности; руководящая роль в каких-либо действиях. Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду. Развитие самостоятельности предусматривает несколько ступеней Первая ступень – когда ребенок действует в обычных для него условиях, без напоминания и помощи взрослых (моем руки до и после еды; говорим «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста»; убирать игрушки на место; наводить порядок в комнате и т. д.). Вторая ступень – ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых условиях (навести порядок в группе; подмести пол у бабушки и т. д.). Третья ступень – возможен далекий перенос. Правила освоены, и ребенок ими пользуется в любой ситуации. Характерные черты развитой самостоятельности: а) умение выполнять работу по собственной инициативе (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его); б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого; в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат); г) умение давать адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль. Как развивать инициативность?
Как поддерживать детскую инициативность?
Какие необходимо создать условия для поддержки детской инициативности?
Одной из технологий, развивающих детскую инициативность, является проектная деятельность. Для наших педагогов дошкольного учреждения проектная деятельность является одним из способов реализации тематических недель в дошкольном учреждении. Как способ организации деятельности с детьми и родителями, Что мы подразумеваем под проектом. Отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослыми совершают увлекательную поисково – познавательную творческую работу. Метод проектов основан на свободной деятельности детей. Метод позволяет развитие коммуникативных качеств детей: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения. Главная педагогическая задача – предоставление детям возможности проявлять и поддерживать инициативу. Свободная деятельность детей осуществляется после того как они сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место работы и партнера. Для разработки проектов, можно использовать форму индивидуализации обучения и развития детей — детский совет. (Утренний сбор). Детский совет — это общее собрание группы детей вместе с педагогами. Каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, а также получить новую информацию от других. По инициативе детей и взрослых мы планируем темы, предстоящие занятия. Проекты в ДОУ носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, поэтому педагог выступает создателем условий, обеспечивающих выбор, советчиком, помощником, другом.
Проекты можно классифицировать по следующим основаниям
В процессе исследовательских проектов можно использовать следующие методы и приёмы работы:
Дошкольники проводят эксперименты и опыты, выясняя природу вещей и суть некоторых явлений, которые впоследствии оформляются в виде выставок, презентаций, альбомов или газет.
Осуществляются с элементами творческих игр, в которых дети становятся сказочными персонажами, решая поставленные перед ними задачи. Между участниками проектной деятельности строго распределяют роли между собой, действуя в рамках ролево-игровой деятельности, представляя себя сказочным персонажем, животным, героев литературных произведений или мультфильмов.
Работая с детьми по методу проектов, важно соблюдать следующие требования к его использованию:
|