Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Проектная деятельность как инструмент развития детской инициативности».
Педагогика
Автор: Шошина Елена Владимировна   
09.08.2021 20:04

«Проектная деятельность как инструмент развития детской инициативности».«Проектная деятельность как инструмент развития детской инициативности».

Шошина Е. В воспитатель высшей квалификационной категории «МБДОУ ЦРР-дсад «Колокольчик» г. Абакан

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе семинара «Проектная деятельность как инструмент развития детской инициативности».

Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это дальнейшее повышение вашей мотивации к овладению методом проектов как одним из инструментов развития детской инициативности.

«Перед человеком к разуму три пути: путь размышления – самый благородный; путь подражания – самый легкий; путь личного опыта — самый тяжелый путь».

Ребенок неутомимый исследователь, он хочет все знать, все понять, во всем разобраться.

 

В Федеральных государственных образовательных стандартах указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Основные виды деятельности,

в которых ребенок может проявлять себя и развивать себя как личность

  • Общение
  • Игра
  • Познавательно-исследовательская деятельность
  • Проектная деятельность
  • Продуктивная деятельность
  • Коммуникативная и другие.

В дошкольном возрасте необходимо помочь ребёнку раскрыть своё «я», научиться высказывать своё мнение, проявлять инициативу, а не действовать по указке взрослых, от ребенка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно.

  • Что такое «Детская инициатива и самостоятельность?»
  • Как развивать инициативность и самостоятельность у дошкольников?
  • Как создать условия для поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности? Сегодня мы с вами рассмотрим эти вопросы.

Самостоятельность – это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение;

Инициативность – это частный случай стремления к самостоятельности, изменения форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество рассматривается и как волевая характеристика поведения человека; проявляется во всех видах деятельности.

Инициатива от латинского initium (начало) это почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности; руководящая роль в каких-либо действиях.

Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

Развитие самостоятельности предусматривает несколько ступеней

Первая ступень – когда ребенок действует в обычных для него условиях, без напоминания и помощи взрослых (моем руки до и после еды; говорим «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста»; убирать игрушки на место; наводить порядок в комнате и т. д.).

Вторая ступень – ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых условиях (навести порядок в группе; подмести пол у бабушки и т. д.).

Третья ступень – возможен далекий перенос. Правила освоены, и ребенок ими пользуется в любой ситуации.

Характерные черты развитой самостоятельности:

а) умение выполнять работу по собственной инициативе (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его);

б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;

в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат);

г) умение давать адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль.

Как развивать инициативность?

  • Давать задания интересные или такие, в которых у ребенка есть личный интерес что-то делать.
  • Создание ситуации успеха для каждого ребенка: (Это очень просто, я тебе помогу, ты творческий ребенок, у тебя все получится»).

Как поддерживать детскую инициативность?

  1. Предоставить детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
  2. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; 3. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
  3. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия;
  4. Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям.

Какие необходимо создать условия для поддержки детской инициативности?

  1. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть разнообразна по своему содержанию;
  2. Образовательная и игровая среда должны стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;
  3. Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей;
  4. Родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка.

Одной из технологий, развивающих детскую инициативность, является проектная деятельность. Для наших педагогов дошкольного учреждения проектная деятельность является одним из способов реализации тематических недель в дошкольном учреждении.

Как способ организации деятельности с детьми и родителями,

Что мы подразумеваем под проектом. Отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослыми совершают увлекательную поисково – познавательную творческую работу.

Метод проектов основан на свободной деятельности детей. Метод позволяет развитие коммуникативных качеств детей: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения.

Главная педагогическая задача – предоставление детям возможности проявлять и поддерживать инициативу.

Свободная деятельность детей осуществляется после того как они сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место работы и партнера.

Для разработки проектов, можно использовать форму индивидуализации обучения и развития детей — детский совет. (Утренний сбор). Детский совет — это общее собрание группы детей вместе с педагогами. Каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, а также получить новую информацию от других. По инициативе детей и взрослых мы планируем темы, предстоящие занятия.

Проекты в ДОУ носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, поэтому педагог выступает создателем условий, обеспечивающих выбор, советчиком, помощником, другом.

  • Как можно классифицировать проекты?

Проекты можно классифицировать по следующим основаниям

  • исследовательский проект ( «По следам елочных игрушек», «Почему листья опадают осенью»)

В процессе исследовательских проектов можно использовать следующие методы и приёмы работы:

  • опыты
  • наблюдение
  • поисковый эксперимент
  • описательный.

Дошкольники проводят эксперименты и опыты, выясняя природу вещей и суть некоторых явлений, которые впоследствии оформляются в виде выставок, презентаций, альбомов или газет.

  • практико-ориентированный ( «Украсим группу (участок) к празднику», «Книжкина больница» и др.); раскрывают социально важные проблемы, результат деятельности имеет социальный окрас. Такие проекты реализуются при условии четко продуманной структуры, качественного распределения ролей и правильной организации на каждом этапе выполнения.
  • творческий ( «Подарок маме к празднику 8 Марта», «Новое окончание сказок»). Реализуются в формате детского праздника, театрализованного представления, оформления интерьера, сказки или конкурса. Часто не имеют строго продуманной структуры, действия участников могут быть не распределены. Они отражают характер взаимоотношений между детьми в детском саду, детьми и родителями, дошкольниками и обществом, окружающим миром, педагогами.
  • игровой (сюжетно-ролевая игра «В гости к бабушке»).

Осуществляются с элементами творческих игр, в которых дети становятся сказочными персонажами, решая поставленные перед ними задачи. Между участниками проектной деятельности строго распределяют роли между собой, действуя в рамках ролево-игровой деятельности, представляя себя сказочным персонажем, животным, героев литературных произведений или мультфильмов.

  • Информационные — В ходе работы дети собирают и анализируют информацию, а после на ее основании готовят продукт и презентуют его. В результате они учатся обобщать и анализировать, работать с информацией, делиться полученными сведениями о явлении или объекте с остальными.
  • Комплексные — по своему содержанию объединяют несколько типов сразу.

Работая с детьми по методу проектов, важно соблюдать следующие требования к его использованию:

  1. Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Использование исследовательских методов и приемов: опыты, наблюдения, экспериментирование и другие.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год