Экспериментирование как один из методов формирования познавательной сферы дошкольников. |
Педагогика | |||
Автор: Хаверенко Жанна Валерьевна | |||
16.11.2015 19:01 | |||
Экспериментирование как один из методов формирования познавательной сферы дошкольников. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования в основе которого заложены принципы, одним из них является: -реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности... Результаты современных психологических и педагогических исследований (Л. А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н.Подддьяков, В. В. Запорожец, А. И. Савенков и др.) показывают, что развитие умственных возможностей детей дошкольного возраста значительно выше, чем предполагалось ранее. В процессе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая каким-то свойством исследованного объекта. Экспериментирование в дошкольной организации является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.
Уже в раннем и младшей дошкольном возрасте познавая окружающий мир, ребенок стремит не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, почему человек храпит, почему зрачки меняют свой размер и т.д. Для обозначения подобной формы деятельности детей используется введенное Н.Н. Поддьяковым понятие "детское экспериментирование". Детское экспериментирование это не изолированный вид деятельности, а тесно связанный со всеми видами деятельности: с развитием речи при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов, с формированием элементарных математических представлений при различных измерениях, сравнениях, определении формы, размера и т.д.. Экспериментальная работа у ребенка развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность, развивает внимание, зрительную и слуховую чувствительность, расширяет словарный запас, развивает связную речь. Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Детское экспериментирование включает следующие этапы:
(присутствие всех и отсутствие некоторых этапов в эксперименте, а также роль взрослого и степень самостоятельности детей зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей) В ходе эксперимента возможно использование следующих приемов:
Для проведения экспериментов полезно в группе оформить специальную зону. Дети должны быть ознакомлены с правилами экспериментирования:
Оборудование уголка экспериментирования в группе раннего возраста: Центр "Песок-вода": емкости разного размера, лейки, формочки, камешки,песок, вода, лодочки, кораблики, совочки, лопаточки, ведерки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы, пластмассовые стаканчики разной формы, прозрачности, плавающие игрушки, краски. Центр "Воздух": воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки флажки. Манипулятивный центр: мелкие предметы для группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, шнуровка, логико-математические игры, веревочки. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ Литература
|