Практика Управляющего Совета школы №2 п. Пангоды: метод проектов и движение вперед |
Педагогика | |||
Автор: Букаева Екатерина | |||
10.11.2015 14:53 | |||
Практика Управляющего Совета школы №2 п. Пангоды: метод проектов и движение вперед Цель государственно-общественного управления образованием, которое сегодня внедряется в образовательных организациях – оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства. Все более важную роль в жизни школы играют Управляющие Советы, лучшие из которых четко организуют свою работу и становятся в этом примером практики эффективного внедрения ГОУО.
В рамках проекта «Распространение лучших практик в области государственно-общественного управления образованием на региональном и муниципальном уровне» в целях активизации и популяризации деятельности органов государственно-общественного управления образованием (далее — ГОУО) проводился Конкурс лучших практик в сфере государственно-общественного управления образованием (далее – Конкурс). Мероприятие проводилось ООО «Консалтинг и менеджмент» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации. На Конкурс были представлены 117 проектов из 33 регионов страны. По итогам Всероссийского конкурса лучших практик в сфере государственно-общественного управления образованием победителем в номинации «Лучшая практика Управляющего Совета образовательной организации» признана практика МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Пангоды», Ямало-Ненецкого автономного округа. Устранение противоречий Метод проектов Управляющего Совета МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Пангоды» Ямало-Ненецкого автономного округа был внедрен в 2012 году. Это результат поиска новых форм взаимодействия школы и общественности. Это форма движения вперед, а также повышения педагогической культуры родителей, социальных партнеров и модернизации сотрудничества участников образовательного процесса. Как объясняет представитель школы №2 п. Пангоды Ольга Базалук, актуальность внедрения данной практики обусловлена конфликтом между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей, социальных партнеров, общественности и недостаточным количеством технологических решений для нивелирования противоречий. Сейчас проектной деятельностью Совета охвачены ученики, родители, педагоги, социальные партнеры, общественность в статусах «тьютор», «творец». Основной целевой функцией практики стало достижение оптимального сочетания общественных и государственных начал для обеспечения качественного образования за счет реализации социально значимых инновационных проектов. Задача практики — определение основных стратегий развития школы и их реализация через деятельность Управляющего Совета. Идея организации проектной деятельности Управляющего Совета возникла в ходе выработки стратегии общественного участия в управлении школой. На очередном заседании творческой лаборатории «Точка зрения» были обозначены реперные точки новой программы развития «Школа – центр образования и комплексного развития». Общая цель – создание условий для максимальной социализации и развития индивидуальности каждого ребенка, объединила всех участников образовательного процесса. Деятельностная игра «Генераторы идей» выявила целесообразность применения проектных методов управления в решении даже небольших задач. Именно проектная деятельность стала стимулирующим эффектом активного взаимодействия между взрослыми и учащимися. Механизмом реализации проектной практики является клубное сообщество «Открытость», которое включает в себя следующие структуры: творческую лабораторию «Точка зрения»; проектную площадку «Я и мир вокруг», клуб общественности «Мы вместе». Разработкой, кураторством и сопровождением реализации проектов занимается проектная площадка «Я и мир вокруг». В организации проектной деятельности под эгидой Управляющего Совета можно выделить следующий алгоритм: определение проблемной ситуации, требующей решения; разработка и реализация проекта; анализ полученных результатов; представление и обобщение опыта. В целом каждый проект рассматривается как множество граней. Это сформулированные идеи проекта, мероприятия и команда со-управленцев, реализующих проект. В школе №2 п. Пангоды, поясняет Ольга Базалук, уверены, что положительные результаты достигнуты при согласованности действий педагогов, семьи и представителей общественности в вопросах воспитания и обучения подрастающего поколения. Вопросы обеспечения Для успешной реализации разработанных Советом проектов необходимы кадровые и материально-технические ресурсы. Привлекаются квалифицированные узкопрофильные специалисты по направлению и проблематике проектов, например, юристы, технологи, экономисты и др.. Материально-технические ресурсы обеспечиваются за счет тесной кооперации организаций и предприятий поселка Пангоды с Управляющим Советом школы. Методическое сопровождение проектов обеспечивает мотивационную поддержку участников проектной деятельности – стимулируется интерес к проекту, развитии у родителей или социальных партнеров поддерживается стремление к достижению результата, выдается «Мандат доверия». Обеспечивается информационная и организационная поддержка создания и кооперации детско-взрослых коллективов, разновозрастных творческих групп. Также подробнее узнать o деятельности школы, каждодневной жизни учащихся родители и общественные деятели могут, приняв участие в диалогической площадке «Окно в школу». Тьюторы-активисты по мере необходимости организовывают тематические заседания, вовлекают в сотрудничество все большее количество людей, небезразличных к качеству образования. Получить консультативную помощь каждый желающий может в рамках постоянно действующей интерактивной конференции «Сотрудничество». Основная трудность в организации проектной деятельности Совета – это занятость родителей, социальных партнеров по основному направлению своей деятельности. Нехватка свободного времени не позволяет родителям, социальным партнерам полноценно участвовать в реализации проектов. Совместная деятельность Отправной точкой в проектной деятельности Управляющего Совета стало рождение первого совместно разработанного проекта профессионального определения школьников во время внеурочной деятельности «Шаг в будущее». Основа проекта – организация социальных практик и профессиональных проб с помощью Модели ресурсной кооперации школы, социального партнерства и сети Интернет. Организация внеурочной деятельности (кружки, объединения, секции), активное вовлечение родителей и социальных партнеров в качестве «тьюторов» позволили организовать тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса, на пути раннего профессионального становления учащихся. Совместные экскурсии, мероприятия, мастер-классы, интерактивные площадки, недельные погружения в профессию в виде проб в 6 – 9 классах дают возможность детям осуществить не менее 5 профессиональных проб из 16 возможных и по окончании 9 класса получить свидетельство «Путевка в будущее». Понимание важности осуществления профессиональных проб учащихся при поддержке градообразующих предприятий поселка Пангоды стало основой рождения идеи открытия Профкласса. Это кабинет с профессиональными интерактивными площадками, соответствующими современным требованиям организации профессиональных проб. Объединив ресурсы школы, социальных партнеров-тьюторов и родителей-тьюторов, профессионалов своего дела, а также сети Интернет (виртуальная среда «Движер», дистанционное обучение), в школе №2 п. Пангоды была создана интерактивная площадка для профессионального самоопределения каждого ребенка. Индивидуальный маршрут развития учащегося (5 – 9 классы) содержит выбранные курсы по программам внеурочной деятельности, по дополнительным программам, профессиональные пробы, ориентированные на конкретную профессию. В результате данной работы учащимися и педагогами выявляется приоритетная профессия и на полученной основе совместно составляется индивидуальный учебный план для дальнейшего обучения в 10 – 11 классах в рамках мультипрофильного обучения по выбранному направлению. Второй точкой роста стала реализация родителями-кураторами социально значимого проекта «Летний дистант-класс «Развитие». Расширяя спектр форм досуговой занятости учащихся в летний период, детей, родителей, педагогов объединили одной совместной деятельностью. Основой взаимодействия стали четыре интерактивные площадки: объединение «Литературная шкатулка» (1 – 4 классы); детско-взрослый коллектив «Исследуй, твори, проектируй» (5 – 7 классы); молодёжное движение «Профессионал» (8 – 10 классы); сообщество «Путь к успеху» (8 – 10 классы). В объединении «Литературная шкатулка» для учащихся были созданы условия для развития творческого мышления и речи, культурного кругозора и эрудиции, повышения интереса к чтению. Деятельность детско-взрослого коллектива «Исследуй, твори, проектируй» дала возможность школьникам и их семьям приобрести навыки исследовательских умений, выработать самостоятельность и инициативность, способствующих развитию творческих способностей, сформировать активную жизненную позицию. Разработано 8 проектов, создано 10 мультимедийных презентаций. Молодежное движение «Профессионал» способствовало профессиональному самоопределению учащихся, реализации индивидуальных образовательных траекторий, расширило возможности социализации. Созданы рубрики «Виртуальное общение со сверстниками», «Родительский чат». Сообщество «Путь к успеху» – интернет-взаимодействие с целью повышения компетенций, необходимых современному молодому человеку, востребованному на рынке труда и в обществе в целом. Учащиеся получили возможность стать он-лайн журналистами, редакторами, рецензентами, взаимодействовать с представителями бизнеса, обучаясь, проходя стажировки и получая ответы на интересующие их вопросы о трудоустройстве, создании собственного бизнеса. По итогам реализации социально значимого проекта было проведено 27 мероприятий, в которых приняли участие 24% семей, 83% представителей общественности, 49% учащихся. Кроме того, совместно с Управляющим Советом реализованы дизайнерские проекты «Школьный кабинет парикмахерского дела «Элегия», «Школьное интернет-кафе «Pang2@mail. ru», «Школьная столовая», «Развивающее пространство» и др. Путь к эффективности Стимулом повышения мотивации инициативного и активного включения в совместную деятельность каждого из со-управленцев стало награждение благодарственными письмами, отличительными знаками родителей в рамках выездов в организации, в которых они работают (МГПУ ООО «Газпром добыча Надым», НФ ООО «Газпромэнерго», ГБУЗ ЯНАО «Пангодинская районная больница» и др.). Ежегодно на фестивале «Соцветие талантов» участники образовательного процесса награждаются в номинациях «супер-тьютор», «супер-родитель», «супер-педагог», «супер-ученик», «супер-партнер». Установление доверительных отношений привело к совместному исследованию и формированию гармонично развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, социальных партнеров, созданию единого образовательного пространства для школьника в образовательной организации, семье и социуме поселка Пангоды. Созданные условия для широких социальных контактов обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых, обеспечивают необходимые глубинные связи между детьми и взрослыми. Создание условий для реализации индивидуального маршрута каждого учащегося способствовало осуществлению образовательных целей, развитию умения общаться и вступать в кооперацию, как у взрослых, так и у детей. Организованная совместная деятельность родителей, обучающихся в роли «тьюторов» стала залогом успешности развития ребенка. Родителям такого рода «взаимодействие» необходимо для того, чтобы научиться понимать ребенка, школе – чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям, социальным партнерам, содействовать гармоничному развитию подрастающего поколения. Успех действующей практики подтверждается общественным признанием. Проект «Шаг в будущее» получил региональный грант 500 тыс. рублей по итогам регионального конкурса инновационных проектов в 2012 году. Управляющий Совет стал лауреатом конкурса «Лучший орган государственно-общественного управления муниципальным образовательным учреждением Надымского района в 2013 году» и получил грант на реализацию социально значимого проекта «Летний дистант-класс «Развитие»». По итогам регионального конкурса «Лучший орган государственно-общественного управления в системе образования ЯНАО» проект «Летний дистант-класс «Развитие»» признан одним из лучших в ходе Интернет-голосования. Управляющий Совет школы награжден памятным знаком «За помощь образованию». Дизайнерский проект «Школьное интернет-кафе «Pang2@mail. ru» получил муниципальный грант 100 тыс. рублей. Изменилось внутреннее пространство управления школой. Каждый смог почувствовать себя субъектом образовательного процесса, принимать условия, в которых работает школа, но главное – способствовать ее развитию и привлекать дополнительные ресурсы.
|