Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Рефлексивное управление дошкольной образовательной организацией в рамках внедрения ФГОС ДО
Педагогика
Автор: Литинец Елена Александровна   
20.11.2015 15:07

Рефлексивное управление дошкольной образовательной организацией в рамках внедрения ФГОС ДОРефлексивное управление дошкольной образовательной организацией в рамках внедрения ФГОС ДО

Актуальность рефлексивного управления или рефлексивного подхода в управлении, связана с тенденцией развития управления в направлении все большей ориентации на личность, и обусловлена поиском условий, обеспечивающих эффективность саморазвивающихся систем. (ДОУ, образовательного процесса, его компонентов и т.д.).

Специфика рефлексивного управления ДОУ состоит в том, что оно побуждает собственную активность и самостоятельность управляемых, влияет на процессы самоуправления и тем самым обеспечивает их субъектную позицию в названном процессе.

 Скачать конспект

Качественной характеристикой рефлексивного управления является тот факт, что результат взаимодействия управляющего и управляемого выражается в том, чтобы у последнего развивались способности к самоуправлению своей деятельностью.

Сущностной характеристикой рефлексивного управления является делегирование многих полномочий и ответственности за результат самим участникам процесса.

Что дает на практике рефлексивное управление?

  1. Во-первых, это интенсивная психологизация процесса управления, которая создает атмосферу уважения, доверия и успеха для каждого члена коллектива ДОУ, добивающегося определенных результатов.
  2. Во-вторых, рефлексивное управление позволяет перейти от вертикальной, линейно-функциональной (административно-командной) системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества по достижению результатов.
  3. В-третьих, рефлексивное управление обеспечивает возможности развития каждой личности, совмещения (координации) мотивации руководителя и педагогов, создающих условия для развивающего и развивающегося образовательного учреждения.

Как осуществляется рефлексивное управление? Каковы его этапы?

При обосновании и осуществлении рефлексивного управления в ДОУ мы опираемся на модель рефлексивного управления, разработанную Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко, которая предполагает его построение в соответствии с четырьмя стадиями. Эти стадии составляют своеобразный цикл рефлексивного управления. При этом под циклом рефлексивного управления вслед за Шамовой мы понимаем цикл взаимодействия управляющего и управляемого (руководителя и педагога), который приводит к:

  • расширению субъектных функций управляемого;
  • переходу от позиции реагирования (исполнителя) в позицию организатора собственной деятельности и со-организатора управления;
  • возрастанию самостоятельности в ходе выполнения деятельности.

Каждый цикл может быть представлен последовательностью стадий:

  1. рефлексивного анализа,
  2. конструктивно-ориентационной стадии,
  3. стадией стабилизации,
  4. стадией системной рефлексии.

Меняются управленческие функции: от анализа к планированию и проектированию, далее к организации, контролю и коррекции, меняются объекты управления и уровни, но цикл повторяется в каждой управленческой функции.

Рассмотрим каждую стадию цикла рефлексивного управления на основе проблематики детского сада.

I. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО АНАЛИЗА. Эта стадия имеет особое значение в цикле рефлексивного управления, т.к. ее назначение состоит в выявлении и раскрытии субъективного опыта участников образовательного процесса и в определении его желаемого состояния.

1. 1. Постановка проблемы (сохранение и укрепление здоровья воспитанников).

1. 2. Выявление разных пониманий проблемы здоровья. (Во-первых, в теории существуют разные подходы к проблеме здоровья. Во-вторых, в ходе обсуждения выяснилось, что члены коллектива по разному представляют, как осуществлять оздоровление ребенка в условиях ДОУ).

1. 3. Анализ подходов к оздоровлению детей в ДОУ, анализ информации, хода процесса оздоровления, обучения и воспитания дошкольников, его результаты, показал, что, в ДОУ в большей степени эффективно осуществляется лечебно-оздоровительный процесс, который не согласуется с образовательно-воспитательным.

Осуществляемый рефлексивный анализ (начало цикла процесса управления) рассматривается как стремление руководителя во взаимодействии с педагогами исследовать ту «почву», на которой возникнут идеи и предложения относительно последующей совместной и индивидуальной деятельности.

В результате такой работы происходит осмысление каждым участником образовательного процесса своего опыта в области понимания проблемы здоровья, при этом в процессе взаимодействия с субъектами, руководитель также актуализирует, пересматривает его определенным образом.

Резюмируя изложенное, отметим, что рефлексивный анализ – как стадия рефлексивного управления – полисубъектное диалогическое взаимодействие субъектов процесса (действуют обе стороны).

Действие управляющего:

  • создание ситуации рефлексивного анализа;
  • фиксация внимания управляемых в ходе анализа на ключевых моментах субъектного опыта участников образовательного процесса;
  • рефлексия своей деятельности.

Действия управляемого:

  • анализ своего субъектного опыта в рефлексивной позиции;
  • понимание субъектного опыта других;
  • осознание стратегий и установок руководителя.

Поле взаимодействия – совместная деятельность управляющего и управляемых по поводу актуализации и анализа субъектного опыта в рефлексивной позиции.

Результат взаимодействия – структура субъектного опыта (ценностные отношения, знания и умения).

Итак, управляемый раскрыл свой субъективный опыт, осуществил самопознание. Но достаточно ли этого для того, чтобы он далее стал субъектом деятельности?

Конечно же, нет. Педагог может на этом и остановиться. Поэтом важно продумать особенности и, самое главное, на организационном и операционно-технологическом уровне обеспечить наращивание субъектных функций управляемого.

На второй стадии рефлексивного управления необходимо включение педагогов как субъектов управления (наращивание субъектных функций).

II. КОНСТРУКТИВНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ СТАДИЯ. Назначение второй стадии состоит в том, что на основе данных рефлексивного анализа обосновываются интенсифицирующие управленческие воздействия, которые обеспечивают стимулирование педагогов в аспекте моделирования образовательного процесса.

Интенсифицирующее воздействие не несет характер административного принуждения, а создает условия (содержательные, операционно-технологические, методические), при которых управляемый сам определился бы в деятельности, таким образом, чтобы эффективно использовались личностные возможности и возможности окружающей его среды.

Происходит осознание значимости проблемы субъектами управления (педагогами, медиками, психологом).

2. 1. Обсуждение путей решения.

2. 2. Создание различных структур (временных и постоянных):

Научно-методический совет

Управление через сотрудничество субъектов образовательного процесса

ПМПК

Проблемные творческие группы

Проектные группы

Мастер-класс

Разработаны положения о всех перечисленных структурах, с которыми вы можете ознакомиться.

Если на первой стадии ведущая роль принадлежала управляющему, то на данной стадии у партнеров по взаимодействию практически равные права и обязанности. Это приводит к нарастанию функций управляемых и обеспечивает интеграцию деятельности субъектов управления.

Вам предложен практический материал, позволяющий определить конструктивные и неконструктивные воздействия управляющего.

Неконструктивные (не интенсифицирующие) воздействия Конструктивные (интенсифицирующие) воздействия

  1. Проблематика показывается. 1. Проблематика предъявляется и обсуждается
  2. Выдается готовая инструкция 2. Инициирует к конструированию плана действий
  3. Проблемная ситуация ставится и решается управляющим 3. Проблемная ситуация ставится и решается совместно с управляемыми
  4. Даются только самые общие рекомендации 4. Анализируются конкретные ситуации, подчеркивается важность информации для развития
  5. Дается оценка только в форме «правильно – неправильно» 5. Оценивается по множеству критериев
  6. Предъявляются универсальные требования 6. Индивидуализируются требования

Действия управляющего:

  • определение интенсифицирующего воздействия;
  • реализация интенсифицирующего воздействия.

Действия управляемого:

  • восстановление прежнего опыта в рефлексивной позиции;
  • выделение в индивидуальном опыте сильных сторон и недостатков;
  • опора на свои индивидуальные ресурсы в процессе поиска общих ориентиров деятельности.

Поле взаимодействия — совместная деятельность управляющего и управляемых по поводу построения своей деятельности.

Результат взаимодействия — самоопределение участников процесса в предстоящей деятельности.

III. СТАДИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ. Основное назначение этой стадии состоит в обеспечении устойчивости реализации совместной деятельности по достижению совместно поставленных задач, а также в дозированной помощи управляемым в обеспечении их деятельности.

Смысл деятельности руководителя состоит в поддержке самостоятельной деятельности педагогов, медиков, психолога и т.д. Такая поддержка предполагает осуществление руководителем разнообразных организационных, контрольных и регулирующих действий.

Вводятся различные виды контроля и самоконтроля в зависимости от субъекта управления.

При этом все субъекты процесса управления участвуют в процессе внесения изменений, выступают активными участниками совместной деятельности (на заседаниях ПМПК, творческих групп, административных планерках, педсоветах).

Какие стабилизирующие приемы используются руководителем:

  • поощрение педагогов к самостоятельному поиску путей решения тактических задач;
  • создание условий для выбора (приоритетов в работе, форм, технологий и т.д.);
  • оказание помощи;
  • побуждение к самостоятельному оцениванию результатов своей работы и их коррекции.

Действия управляющего:

  • реализация обратных положительных и отрицательных связей;
  • консультирование управляемых.

Действия управляемого:

  • планирование собственной деятельности;
  • реализация плана;
  • кооперирование с другими субъектами по поводу достижения целей совместной деятельности.

Поле взаимодействия — совместная деятельность управляющего и управляемых по поводу реализации поставленных целей.

Результат взаимодействия — достижение целей совместной деятельности и своей деятельности.

IV. СТАДИЯ СИСТЕМНОЙ РЕФЛЕКСИИ ( «я», «мы», «дело»).

Завершается цикл рефлексивного управления системной рефлексией.

Она включает в себя:

  • Рефлексию всеми субъектами своего опыта в области решения проблемы (уже «онаученного», интегрированного);
  • Рефлексия педагогами своей деятельности по решению проблемы;
  • Рефлексия всеми субъектами взаимодействия совместной деятельности;
  • Рефлексия педагогами деятельности руководителя;
  • Рефлексия руководителем своей деятельности и деятельности педагогов и других субъектов управления.

Действия руководителя:

  • Инициирование системной рефлексии;
  • Активизация системной рефлексии.

Действия управляемого:

  • Рефлексия своей деятельности;
  • Рефлексия себя как субъекта взаимодействия;
  • Рефлексия деятельности управляющего.

Поле взаимодействия — совместная рефлексивная деятельность управляющего и управляемых по поводу проведенной работы.

Результат взаимодействия – оценка степени достижения целей совместной деятельности и индивидуальной деятельности.

Результаты.

  1. Понимание проблемы здоровья, его сохранения, укрепления и формирования здоровья (в единстве всех его составляющих). Динамика понимания.
  2. Рефлексия своей деятельности по сохранению, укреплению и формированию здоровья в образовательном процессе, в процессе общения, в организации видов деятельности, в проектировании пространства.
  3. Рефлексия осуществления интеграции всех специалистов ДОУ (педагогов, психолога, медиков, логопедов, инструктора по физкультуре).
  4. Рефлексия деятельности руководителя.
  5. Рефлексия взаимодействия руководителя с педагогами.

Рефлексивное управление способствовало тому, что в дошкольной организации создан коллектив единомышленников. У сотрудников изменилось понимание и других проблем, своей роли в их решении, появилась самостоятельность в организации своей деятельности (от исполнительской к субъектной позиции в решении как управленческих, так и собственно педагогических задач), что позволило детскому саду стать лауреатами различных районных, городских и краевых конкурсов. Повысилась мотивация труда педагогов, вырос их профессиональный уровень.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год