Рефлексивное управление дошкольной образовательной организацией в рамках внедрения ФГОС ДО |
Педагогика | |||
Автор: Литинец Елена Александровна | |||
20.11.2015 15:07 | |||
Рефлексивное управление дошкольной образовательной организацией в рамках внедрения ФГОС ДО Актуальность рефлексивного управления или рефлексивного подхода в управлении, связана с тенденцией развития управления в направлении все большей ориентации на личность, и обусловлена поиском условий, обеспечивающих эффективность саморазвивающихся систем. (ДОУ, образовательного процесса, его компонентов и т.д.). Специфика рефлексивного управления ДОУ состоит в том, что оно побуждает собственную активность и самостоятельность управляемых, влияет на процессы самоуправления и тем самым обеспечивает их субъектную позицию в названном процессе. Качественной характеристикой рефлексивного управления является тот факт, что результат взаимодействия управляющего и управляемого выражается в том, чтобы у последнего развивались способности к самоуправлению своей деятельностью. Сущностной характеристикой рефлексивного управления является делегирование многих полномочий и ответственности за результат самим участникам процесса. Что дает на практике рефлексивное управление?
Как осуществляется рефлексивное управление? Каковы его этапы? При обосновании и осуществлении рефлексивного управления в ДОУ мы опираемся на модель рефлексивного управления, разработанную Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко, которая предполагает его построение в соответствии с четырьмя стадиями. Эти стадии составляют своеобразный цикл рефлексивного управления. При этом под циклом рефлексивного управления вслед за Шамовой мы понимаем цикл взаимодействия управляющего и управляемого (руководителя и педагога), который приводит к:
Каждый цикл может быть представлен последовательностью стадий:
Меняются управленческие функции: от анализа к планированию и проектированию, далее к организации, контролю и коррекции, меняются объекты управления и уровни, но цикл повторяется в каждой управленческой функции. Рассмотрим каждую стадию цикла рефлексивного управления на основе проблематики детского сада. I. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО АНАЛИЗА. Эта стадия имеет особое значение в цикле рефлексивного управления, т.к. ее назначение состоит в выявлении и раскрытии субъективного опыта участников образовательного процесса и в определении его желаемого состояния. 1. 1. Постановка проблемы (сохранение и укрепление здоровья воспитанников). 1. 2. Выявление разных пониманий проблемы здоровья. (Во-первых, в теории существуют разные подходы к проблеме здоровья. Во-вторых, в ходе обсуждения выяснилось, что члены коллектива по разному представляют, как осуществлять оздоровление ребенка в условиях ДОУ). 1. 3. Анализ подходов к оздоровлению детей в ДОУ, анализ информации, хода процесса оздоровления, обучения и воспитания дошкольников, его результаты, показал, что, в ДОУ в большей степени эффективно осуществляется лечебно-оздоровительный процесс, который не согласуется с образовательно-воспитательным. Осуществляемый рефлексивный анализ (начало цикла процесса управления) рассматривается как стремление руководителя во взаимодействии с педагогами исследовать ту «почву», на которой возникнут идеи и предложения относительно последующей совместной и индивидуальной деятельности. В результате такой работы происходит осмысление каждым участником образовательного процесса своего опыта в области понимания проблемы здоровья, при этом в процессе взаимодействия с субъектами, руководитель также актуализирует, пересматривает его определенным образом. Резюмируя изложенное, отметим, что рефлексивный анализ – как стадия рефлексивного управления – полисубъектное диалогическое взаимодействие субъектов процесса (действуют обе стороны). Действие управляющего:
Действия управляемого:
Поле взаимодействия – совместная деятельность управляющего и управляемых по поводу актуализации и анализа субъектного опыта в рефлексивной позиции. Результат взаимодействия – структура субъектного опыта (ценностные отношения, знания и умения). Итак, управляемый раскрыл свой субъективный опыт, осуществил самопознание. Но достаточно ли этого для того, чтобы он далее стал субъектом деятельности? Конечно же, нет. Педагог может на этом и остановиться. Поэтом важно продумать особенности и, самое главное, на организационном и операционно-технологическом уровне обеспечить наращивание субъектных функций управляемого. На второй стадии рефлексивного управления необходимо включение педагогов как субъектов управления (наращивание субъектных функций). II. КОНСТРУКТИВНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ СТАДИЯ. Назначение второй стадии состоит в том, что на основе данных рефлексивного анализа обосновываются интенсифицирующие управленческие воздействия, которые обеспечивают стимулирование педагогов в аспекте моделирования образовательного процесса. Интенсифицирующее воздействие не несет характер административного принуждения, а создает условия (содержательные, операционно-технологические, методические), при которых управляемый сам определился бы в деятельности, таким образом, чтобы эффективно использовались личностные возможности и возможности окружающей его среды. Происходит осознание значимости проблемы субъектами управления (педагогами, медиками, психологом). 2. 1. Обсуждение путей решения. 2. 2. Создание различных структур (временных и постоянных): Научно-методический совет Управление через сотрудничество субъектов образовательного процесса ПМПК Проблемные творческие группы Проектные группы Мастер-класс Разработаны положения о всех перечисленных структурах, с которыми вы можете ознакомиться. Если на первой стадии ведущая роль принадлежала управляющему, то на данной стадии у партнеров по взаимодействию практически равные права и обязанности. Это приводит к нарастанию функций управляемых и обеспечивает интеграцию деятельности субъектов управления. Вам предложен практический материал, позволяющий определить конструктивные и неконструктивные воздействия управляющего. Неконструктивные (не интенсифицирующие) воздействия Конструктивные (интенсифицирующие) воздействия
Действия управляющего:
Действия управляемого:
Поле взаимодействия — совместная деятельность управляющего и управляемых по поводу построения своей деятельности. Результат взаимодействия — самоопределение участников процесса в предстоящей деятельности. III. СТАДИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ. Основное назначение этой стадии состоит в обеспечении устойчивости реализации совместной деятельности по достижению совместно поставленных задач, а также в дозированной помощи управляемым в обеспечении их деятельности. Смысл деятельности руководителя состоит в поддержке самостоятельной деятельности педагогов, медиков, психолога и т.д. Такая поддержка предполагает осуществление руководителем разнообразных организационных, контрольных и регулирующих действий. Вводятся различные виды контроля и самоконтроля в зависимости от субъекта управления. При этом все субъекты процесса управления участвуют в процессе внесения изменений, выступают активными участниками совместной деятельности (на заседаниях ПМПК, творческих групп, административных планерках, педсоветах). Какие стабилизирующие приемы используются руководителем:
Действия управляющего:
Действия управляемого:
Поле взаимодействия — совместная деятельность управляющего и управляемых по поводу реализации поставленных целей. Результат взаимодействия — достижение целей совместной деятельности и своей деятельности. IV. СТАДИЯ СИСТЕМНОЙ РЕФЛЕКСИИ ( «я», «мы», «дело»). Завершается цикл рефлексивного управления системной рефлексией. Она включает в себя:
Действия руководителя:
Действия управляемого:
Поле взаимодействия — совместная рефлексивная деятельность управляющего и управляемых по поводу проведенной работы. Результат взаимодействия – оценка степени достижения целей совместной деятельности и индивидуальной деятельности. Результаты.
Рефлексивное управление способствовало тому, что в дошкольной организации создан коллектив единомышленников. У сотрудников изменилось понимание и других проблем, своей роли в их решении, появилась самостоятельность в организации своей деятельности (от исполнительской к субъектной позиции в решении как управленческих, так и собственно педагогических задач), что позволило детскому саду стать лауреатами различных районных, городских и краевых конкурсов. Повысилась мотивация труда педагогов, вырос их профессиональный уровень.
|