Сказки в жизни детей |
Педагогика | |||
Автор: Сытник Ольга Николаевна | |||
04.11.2015 13:07 | |||
Сказки в жизни детей Выполнила Сытник Ольга Николаевна, воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11». п.Ревда, Мурманской области Сказка — это как чудо. Если бы не было чудес, жизнь была бы скучной и неинтересной. Лишь только там, в сказке, есть то, что заставляет людей верить в чудо. Сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь.
Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказки служат могучим и действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрируют насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказки учат малышей не подчиняться злу, не склонять голову перед трудностями и опасностью, а смело сражаться и побеждать врагов, но не только физической силой, но и умом. Сказка вводит детей в воображаемый мир и заставляет пережить с героями чувства, которые запоминаются на всю последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказочной истории встает на сторону положительного героя. Это заставляет детей мыслить творчески и делать выводы, которые недоступны при иных обстоятельствах. Вместе с главными героями ребенок переживает радость, страх, печаль. Сказки для дошкольников – это особый воспитательный прием. Русская народная сказка содержит множество языковых приемов. Художественная речь полна эпитетов, сравнений и синонимов, что побуждает детей творить и совершенствоваться в общении. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. В группе должен быть уголок речевой деятельности, в котором находится библиотека сказок. Каждый ребёнок имеет возможность взять понравившуюся книжку, рассмотреть иллюстрации. В уголке рисования находятся книжки раскраски, пластилин и бумага. Уголок «ряженья» обладает особой популярностью у детей. Здесь ребята могут реализовать свои фантазии, творческие замыслы и устроить небольшое представление по произведению. А также в группе обязательно должны быть разные виды театров: настольный, пальчиковый, кукольный, где можно обыграть прочитанные сказки. На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:
Рассмотрим подробнее каждый из видов. Сказки о животных. В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. Они живут, общаются и ведут себя как настоящие люди. Волшебная сказка. Не секрет, что детское воображение безгранично, и удовлетворить его очень и очень непросто. Герои волшебных сказок воплощают множество положительных качеств. Обязательно должен присутствовать отрицательный герой, который в финале будет повержен. В большинстве случаев этот вид сказок имеет типичный сюжет, определенных героев и счастливый финал. Бытовые сказки. Обычно со сказками о животных дети знакомятся еще в возрасте от трех до шести лет. Они наиболее понятны маленьким читателям, так как те встречаются с постоянными персонажами: хитрой лисой, трусливым зайцем, серым волком, умным котом и так далее. Бытовые сказки показывают, что главное – не деньги и сила, а доброта, честность и ум. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка. В качестве основного приёма ознакомления детей со сказкой выделяется рассказывание. Сказочный жанр изначально допускал свободное обращение рассказчика с сюжетом и был рассчитан на устное исполнение. Чтобы помочь маленьким детям глубже воспринять произведение, после его рассказывания проводятся беседы. В них включаются разные группы вопросов. Для большего эффекта восприятия, рассказывание сказки сопровождается предметными и сюжетными картинками. Дети усваивает знания при многократном повторении. В тоже время они не любят однообразной деятельности, от которой быстро устают, поэтому при повторном рассказывании сказки используются: настольный и кукольный театр, фланелеграф, моделирование, запись. Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников является умение рассказывать и одновременно показывать сказку. В этом помогает настольный театр, игры-инсценировки, игры-драматизации, мини — спектакли. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи. Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей. Приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывают у детей сочувствие к себе, помогают в проявлении самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.
|