«Эффективное взаимодействие педагогов, детей и родителей в условиях реализации проектного метода» |
Педагогика | |||
Автор: Жукова Татьяна Николаевна | |||
15.10.2015 20:25 | |||
«Эффективное взаимодействие педагогов, детей и родителей в условиях реализации проектного метода» Всем известно, что положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь лишь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания. Каждое дошкольное учреждение ищет свой собственный путь сотрудничества с родителями. Удачной находкой оказался метод проектов, который на сегодняшний день получает все более широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе и нашего – МБДОУ «Детский сад № 3» г. Лысьвы Пермского края.
Метод проектов соответствует федеральным государственным требованиям, которые предполагают, что ребенок должен не столько «знать», сколько «уметь». Метод проектов – это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира. В опыте работы нашего дошкольного учреждения данный метод применяется не первый год. За это время удалось достигнуть положительных результатов. Сначала не все родители охотно включались в совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, видя искреннюю заинтересованность воспитателя и детей, присоединились даже самые «стойкие». Хочу представить вам наиболее интересные проекты, которые были разработаны и реализованы в МБДОУ «Детский сад № 3»: Проект «Газета «Осьминожки». Данный проект был направлен на решение проблемы, возникшей в старшей группе ДОУ. А именно: большинство родителей этой группы – занятые люди, которые не всегда могли позволить себе уделить время на участие в семинарах, конференциях и других видах специально организованной работы. Некоторые из них не посещали даже детские праздники, что приводило к огорчениям и слезам детей. Родители считали наиболее приемлемой для себя формой взаимодействия короткие беседы с воспитателем во время утреннего приема воспитанников и вечером, когда забирают малыша из детского сада. Целью проекта было способствование активному взаимодействию воспитателя, родителей и детей через издание групповой газеты. В процессе реализации проекта дети познакомились с разными видами газетной продукции, узнали, как изготавливаются газеты и для чего они нужны. Далее дети вместе с воспитателем выбрали название для своей газеты, которую решили назвать в честь группы – «Осьминожки». В газету воспитателем вписывались высказывания детей на разные темы, знаменательные события и курьезные случаи из жизни группы. Родители привлекались к поиску информации по разным рубрикам ( «Скоро в школу», «Это интересно», «Здоровый малыш», «Почемучка» и др.). Дети активно оформляли газету своими рисунками. В результате в свет вышло 6 выпусков газеты «Осьминожки». В конце реализации проекта была организована выставка изданий для всех педагогов и родителей детского сада. Проект «Газета «Осьминожки» стал лауреатом муниципального конкурса педагогических проектов. Проекты «Музыка разных стран мира» и «Сказки из разных стран мира». Актуальность этих проектов заключалась в том, что в наше время, когда не так уж трудно попасть в любую страну мира, становятся востребованными знания о разных государствах, их культуре, языке, а также о сказках и музыке. И именно в детском возрасте гораздо легче воспитать дружеские отношения к другим народам, развивать интерес к их культуре, музыке. Целью проектов являлось обеспечение условий для эффективного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников через знакомство и увлечение музыкой и сказками разных стран. В процессе реализации проектов дети познакомились с творчеством композиторов и писателей-сказочников Англии, Германии, Франции, Италии. Более глубоко узнали о музыке и сказках России. Дети разучивали народные песни, танцы, игры к определенным народным сказкам. Итогом стал новогодний праздник, на котором звучала народная музыка разных стран, были представлены песни и танцы народов мира. Сюжет праздника развернулся вокруг сказочных героев Чипполино, Красной шапочки, Бременских музыкантов, Алладина. Большую помощь в организации праздника оказали родители. Они изучили костюмы этих стран и сшили их детям. Праздник удался, ведь родители и дети увидели результат совместного труда. Музыкальный руководитель и воспитатель ДОУ провели мастер-класс для музыкальных руководителей города, где презентовали свои проекты. Отзывы педагогов были восторженными. Проект «Наши имена». Как известно, имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от других, единственный и неповторимый. Для детей средней группы стало открытием, что их имена имеют перевод, а также многообразие форм. Оказывается, они не просто Петя, Лариса, Галя, Настя, Артем, а — «камень», «чайка», «тишина», «воскресение», «здоровяк». Но не все дети могли объяснить, почему для них было выбрано именно это имя и кто из родственников его выбирал. Так родилась идея проекта «Наши имена». Целью проекта было формирование у детей знаний о себе как о личности, имеющей индивидуальное отличие, которым является собственное имя. В процессе реализации проекта не только дети, но и их родители узнали много нового о своих именах и именах своих родственников. На заключительном этапе, на празднике «День рождение имени», всем детям были вручены сладкие подарки и сертификаты на собственное имя. В красочных сертификатах, изготовлением которых занимались родители детей, были обозначены все ласково-уменьшительные формы имени, его значение и происхождение. Проект «Рукоборцы-крепыши». Идеей возникновения этого проекта стали современные мальчики – часто плаксивые, трусоватые, неповоротливые. А также равнодушие к этому их отцов. Данный проект был направлен на приобщение мальчиков старшего дошкольного возраста к такому виду спорта как армрестлинг. Именно в таком невинном рукоборстве можно закалить силу характера, твердость духа, развить физическую силу и координацию. В процессе реализации проекта в детском саду дважды в неделю для мальчиков и пап учреждения работал кружок «Рукоборцы-крепыши». На занятиях дети узнали об армрестлинге из рассказов инструктора по физической культуре и пап, просмотрели фильм об этом виде спорта, и, конечно же, попробовали свои силы. Наглядным примером всегда служили папы. На заключительном этапе состоялись городские соревнования по армрестлингу, где участвовали мальчики подготовительных групп и их папы из всех городских детских садов. Хочется отметить, что подобные проекты способствуют сближению родителей и детей, педагогов и родителей. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствуют сплочению коллектива взрослых и детей. Таким образом, реализуя «метод проектов» в воспитательно-образовательной работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия свершить, а также стремление «заразить» интересами детей их родителей.
|