Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. |
Педагогика | |||
Автор: Панина Елена Александровна | |||
09.06.2015 20:35 | |||
Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Выполнила: Старший воспитатель МБДОУ Центр развития ребёнка-детский сад № 58 «Золотой петушок» г.Дзержинск Нижегородская обл Семья- поистине высокое творенье. Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка.
Проблемами взаимодействия семьи и дошкольного учреждения занимались основополжники отечественной педагогики – Н.И. Пирогов, М.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и др. Современные комплексные программы ( «Детство», «Радуга», «Истоки» и др.) направлены на решение следующих задач сотрудничества с родителями: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие; эмоционального благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие, создание условий для развития личности дошкольника, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Однако их структурный анализ показывает, что в одних программах нечетко указаны задачи сотрудничества с родителями, в других — недостаточно конкретно методы и формы. Некоторые программы описывают преимущественно направления работы педагогического коллектива с детьми и в лучшем случае указывают на необходимость сотрудничества с их семьями. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Но зачастую родители неохотно откликаются на встречи с педагогами, т.к. они нередко проходят в виде отчетов и поучающих бесед. Выход из этого положения видится в изменении форм и методов сотрудничества с ними, в стремлении «перестроить» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса. Признание приоритета «Семейного воспитания» требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Эти отношения определяются понятиями: «сотрудничество», «взаимодействие». Каким оно должно быть? Конечно, НЕТРАДИЦИОННЫМ! А значит, при взаимодействии следует использовать такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Цель работы: повысить уровень эффективности сотрудничества ДОУ и семьи на основе использования интерактивных форм взаимодействия. Были поставлены следующие задачи:
Внедрение интерактивных форм взаимодействия – одно из важнейших направлений совершенствования сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Интерактивный (от англ. interaction — «взаимодействие») — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Интерактивные праздники – это сюжетное событие, участие в котором вместе с детьми принимают и родители. К данной группе форм относятся проведение совместных праздников, конкурсов, учебные практикумы для родителей, семейные клубы, театральные гостиные, экскурсии, встречи с интересными людьми и творческими коллективами, круглые столы, совместные проекты. На первом этапе своей работы, на основе исследований Осиповой Л.Е, была проведена диагностика, которая помогла дифференцировать родителей на три условных группы:
Данные диагностического исследования помогли сделать вывод, что большинство родителей — это пассивные наблюдатели и наша задача повысить степень участия родителей в педагогическом процессе, через интерактивную деятельность. Для организации интерактивной деятельности были созданы все необходимые условия в нашем дошкольном учреждении. Макросреда:
театра,
Микросреда — это театральные центры в группах:
Детские праздники и развлечения воспринимаются родителями как развлечения для себя, устраиваемое воспитателем и детьми. И мы вместе с педагогами нашего детского сада решили попытаться изменить такую ситуацию. Для активного включения родителей в совместную деятельность в своей работе используем нетрадиционные интерактивные формы сотрудничества.
В процессе подготовки которых мы активно стали привлекать родителей к изготовлению костюмов, атрибутов, подсказывая идеи, материалы. Особенно удачно это получилось в программе «Путешествие к неведомым мирам» Родители стали активно исполнять роли в играх- драматизациях, театральных постановках ( «Кошкин дом», «Под грибом»). Мамы гораздо активнее принимают участие в игровых интерактивных программах. Так например, в программе «Я и мамочка моя» участницы и пели и читали стихи, делились своими рецептами, танцевали. Мы попробовали создать такую же программу, с редкими гостями в дошкольном учреждении – папами, у нас получилось, и теперь это одна из наших традиций. И если в начале папы только выполняли несложные задания, то сейчас с удовольствием конструируют «военную технику», читают стихи, поют и делают это с огромным удовольствием. Расширять представления о традициях родного края, о народных праздниках, развивать чувство сопричастности к народному веселью помогают такие игровые — интерактивные программы, как «Масленичный разгуляй», «Коляда- коляда». В данных мероприятиях родители активные помощники и участники (пекут блины, играют роли ряженных, организовывают катание на лошадях, изготавливают атрибуты). По окончание интерактивных праздников используем метод рефлексии. Родителям предлагаются карточки- смайлики для анализа эмоционального отношения участников и их отзывов о проведённом мероприятии. На заключительном этапе была проведена повторная диагностика с целью выявления степени участия родителей в педагогическом процессе, через интерактивную деятельность.
Из результатов повторного диагностирования видно, процент родителей-исполнителей и родителей- лидеров вырос в два раза, значительно уменьшился процент родителей- пассивных наблюдателей. В процессе работы было принято решение о создании творческой группы в которую вошли наиболее активные родители. На регулярных собраниях творческой группы решались вопросы по организации мероприятий, распределялись обязанности, роли, разрабатывались сценарии, положения о конкурсах. Благодаря интерактивным формам организации общения сложились теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Родители получили возможность пересмотреть приёмы и методы домашнего воспитания. Родители убедились в том, что их участие в жизни дошкольного учреждения нужно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их собственного ребёнка.
|