Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Педагогика
Автор: Панина Елена Александровна   
09.06.2015 20:35

Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

Выполнила: Старший воспитатель МБДОУ Центр развития ребёнка-детский сад № 58 «Золотой петушок» г.Дзержинск Нижегородская обл

Семья- поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье,
Она для нас основа всех начал!
Е.А. Мухачева

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка.

 

Проблемами взаимодействия семьи и дошкольного учреждения занимались основополжники отечественной педагогики – Н.И. Пирогов, М.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и др.

Современные комплексные программы ( «Детство», «Радуга», «Истоки» и др.) направлены на решение следующих задач сотрудничества с родителями: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие; эмоционального благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие, создание условий для развития личности дошкольника, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Однако их структурный анализ показывает, что в одних программах нечетко указаны задачи сотрудничества с родителями, в других — недостаточно конкретно методы и формы. Некоторые программы описывают преимущественно направления работы педагогического коллектива с детьми и в лучшем случае указывают на необходимость сотрудничества с их семьями.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Но зачастую родители неохотно откликаются на встречи с педагогами, т.к. они нередко проходят в виде отчетов и поучающих бесед. Выход из этого положения видится в изменении форм и методов сотрудничества с ними, в стремлении «перестроить» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса.

Признание приоритета «Семейного воспитания» требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Эти отношения определяются понятиями: «сотрудничество», «взаимодействие». Каким оно должно быть? Конечно, НЕТРАДИЦИОННЫМ!

А значит, при взаимодействии следует использовать такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.

Цель работы:

повысить уровень эффективности сотрудничества ДОУ и семьи на основе использования интерактивных форм взаимодействия.

Были поставлены следующие задачи:

  • Способствовать активному включению родителей в совместную деятельность.
  • Развивать творческие способности и эстетический вкус детей и их родителей.
  • Познакомить родителей с методами и приемами организации досуговой деятельности в семье.
  • Формировать позитивные, бережные взаимоотношения между детьми и родителями.
  • Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель – родитель; родитель – педагог; родитель – ребенок.

Внедрение интерактивных форм взаимодействия – одно из важнейших направлений совершенствования сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.

Интерактивный (от англ. interaction — «взаимодействие») — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами.

Интерактивные праздники – это сюжетное событие, участие в котором вместе с детьми принимают и родители.

К данной группе форм относятся проведение совместных праздников, конкурсов, учебные практикумы для родителей, семейные клубы, театральные гостиные, экскурсии, встречи с интересными людьми и творческими коллективами, круглые столы, совместные проекты.

На первом этапе своей работы, на основе исследований Осиповой Л.Е, была проведена диагностика, которая помогла дифференцировать родителей на три условных группы:

  1. Родители – лидеры (12%), которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
  2. Родители – исполнители (27%), которые принимают участие при условии значимой мотивации.
  3. Родители – пассивные наблюдатели (61%).

Данные диагностического исследования помогли сделать вывод, что большинство родителей — это пассивные наблюдатели и наша задача повысить степень участия родителей в педагогическом процессе, через интерактивную деятельность.

Для организации интерактивной деятельности были созданы все необходимые условия в нашем дошкольном учреждении.

Макросреда:

  • театральный зал включает в себя
  • сцену с кулисами и задником для декорации
  • зрительный зал с затемнением и местами для зрителей под интерьер

театра,

  • ширмы для кукольных спектаклей (стационарная и передвижная)
  • гримёрная – костюмерная
  • гардеробную для хранения костюмов, бутафории и атрибутов
  • место для обучения созданию грима и работы над эмоциями у зеркала
  • стеллажи для хранения разных видов театра

Микросреда — это театральные центры в группах:

  • элементы для мобильной организации театрализованной деятельности
  • подвижные подиумы, ширмы, дидактические пособия музыкальные центры;
  • элементы гримёрной и костюмерной для индивидуальной работы и самостоятельной театрализованной деятельности: элементы костюмов, бутафории и атрибутов, зеркало для работы над эмоциями.

Детские праздники и развлечения воспринимаются родителями как развлечения для себя, устраиваемое воспитателем и детьми. И мы вместе с педагогами нашего детского сада решили попытаться изменить такую ситуацию.

Для активного включения родителей в совместную деятельность в своей работе используем нетрадиционные интерактивные формы сотрудничества.

  • Интересная форма работы игры- тренинги для родителей совместно с психологом дошкольного учреждения, на которых родители, так же как и их дети выполняли различные задания, как совместно с ребенком, так и индивидуально (что оказалось сложнее).
  • Театральные мастерские. Совместно с педагогом изостудии, родителями и детьми был проведен цикл мастерских «Сказка своими руками» по изготовлению театральных кукол по сказкам «Ку-ка-ре-ку», «Под грибом», «Стрекоза и муравей».
  • Традиционными стали конкурсы стихов в подготовке которых принимают участие родители (подбирают репертуар, разучивают, читают совместно с детьми)
  • Развивать эстетический вкус детей и родителей через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись) помогают театральные гостиные, которым предшествуют совместная деятельность родителей и детей (разучивание стихов и песен, изготовление поделок).
  • Большой популярностью пользуются игровые — интерактивные программы.

В процессе подготовки которых мы активно стали привлекать родителей к изготовлению костюмов, атрибутов, подсказывая идеи, материалы. Особенно удачно это получилось в программе «Путешествие к неведомым мирам» Родители стали активно исполнять роли в играх- драматизациях, театральных постановках ( «Кошкин дом», «Под грибом»).

Мамы гораздо активнее принимают участие в игровых интерактивных программах. Так например, в программе «Я и мамочка моя» участницы и пели и читали стихи, делились своими рецептами, танцевали. Мы попробовали создать такую же программу, с редкими гостями в дошкольном учреждении – папами, у нас получилось, и теперь это одна из наших традиций. И если в начале папы только выполняли несложные задания, то сейчас с удовольствием конструируют «военную технику», читают стихи, поют и делают это с огромным удовольствием.

Расширять представления о традициях родного края, о народных праздниках, развивать чувство сопричастности к народному веселью помогают такие игровые — интерактивные программы, как «Масленичный разгуляй», «Коляда- коляда». В данных мероприятиях родители активные помощники и участники (пекут блины, играют роли ряженных, организовывают катание на лошадях, изготавливают атрибуты).

По окончание интерактивных праздников используем метод рефлексии. Родителям предлагаются карточки- смайлики для анализа эмоционального отношения участников и их отзывов о проведённом мероприятии.

На заключительном этапе была проведена повторная диагностика с целью выявления степени участия родителей в педагогическом процессе, через интерактивную деятельность.

  1. Родители – лидеры (27%), которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
  2. Родители – исполнители (52%), которые принимают участие при условии значимой мотивации.
  3. Родители – пассивные наблюдатели (21%).

Из результатов повторного диагностирования видно, процент родителей-исполнителей и родителей- лидеров вырос в два раза, значительно уменьшился процент родителей- пассивных наблюдателей.

В процессе работы было принято решение о создании творческой группы в которую вошли наиболее активные родители. На регулярных собраниях творческой группы решались вопросы по организации мероприятий, распределялись обязанности, роли, разрабатывались сценарии, положения о конкурсах.

Благодаря интерактивным формам организации общения сложились теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Родители получили возможность пересмотреть приёмы и методы домашнего воспитания. Родители убедились в том, что их участие в жизни дошкольного учреждения нужно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их собственного ребёнка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год