Формирование развивающей предметно-пространственной среды в группе с учетом требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования. |
Педагогика | |||
Автор: Пикулева Елена Васильевна | |||
12.03.2015 23:12 | |||
Формирование развивающей предметно-пространственной среды в группе с учетом требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования. «На развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок» Все дети, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Насыщенная предметно-развивающая образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, она является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит к развивающей предметно — пространственной среде определённые требования. Мы, воспитатели второй младшей группы МКДОУ №3 во всех начинаниях стараемся работать в тесном контакте с родителями. Летом, после ремонта, вместе формировали центры развития в группе. Определили расположения центров. При этом учитывали психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Мы организовали: центр игры, театральный центр, центр грамотности, включающий в себя книжный уголок, центр познания, куда входят уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами, центр строительно-конструктивных игр, центр математики (игротека), физкультурно-оздоровительный центр. Прежде всего, мы начали с театрального центра – как важного объекта предметно-развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает быстрее адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театральном центре размещаются маски сказочных персонажей для игр-драматизаций и несколько видов театров. Все персонажи сделаны руками воспитателей и родителей. Для формирования у детей интереса к исследовательской деятельности, представлений об окружающей природе и в целях развития их интеллекта, мы создали «Маленькую лабораторию». В процессе проведения несложных опытов, дети «превращаются» в любознательных испытателей. Для детей 4-го года жизни необходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. При создании развивающего пространства в группе мы в первую очередь учитывали ведущую роль игровой деятельности. Все материалы для свободной самостоятельной деятельности доступны детям и имеют постоянное место. Игровая мебель в группе легко трансформируется, используем компактные игровые наборы, которые можно перемещать. Таким образом, пространство становится динамичным и трансформируемым. Игровой центр сюжетно-ролевых игр помогает формировать у детей основы культуры общения через решение проблемных ситуаций и закрепляет знания об окружающей действительности и жизни в социуме. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Все игрушки и игровой материал размещен таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать все на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики. В нашем игровом центре собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающим их предметами быта: куклы разного размера, посуда (кухонная, столовая), муляжи продуктов, кроватки, коляски, кухонный гарнитур, передвижная мастерская для мальчиков, и для девочек тоже. Наша развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек. Для девочек больший интерес представляют кухня, где можно приготовить вкусный обед; мини-парикмахерская, где можно попробовать сделать кукле или подружке модную прическу, а также «Медицинский кабинет», куда они несут полечить своих кукол. Супермаркет пользуется популярностью, как у мальчиков, так и у девочек. Как хочется мальчикам вырасти поскорее и сесть за руль!.. Поэтому наш центр «Безопасное движение» интересует в первую очередь мальчиков. Он оснащен необходимыми атрибутами к дорожным сюжетно – ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это транспортные средства разных цветов, размеров и назначений, светофор, жезл регулировщика и дидактические игры. При наполнении развивающей среды используем как традиционные, так и современные игрушки и материалы. Много атрибутов к сюжетно-ролевым играм сделаны руками родителей. Немаловажное значение в формировании предметно-развивающей среды имеет полифункциональность. Мы используем мягкие модули, маркеры игрового пространства, предметы из природного и бросового материала. Безусловно, при организации предметно — развивающего пространства мы учитываем индивидуальные и возрастные особенности развития, создаем ситуацию выбора. Игровое оборудование яркое и привлекательное, периодически меняем, чтобы поддерживать интерес у детей стараемся сделать развивающую среду и в группе и на участке вариативной. Правильно организованная развивающая среда в нашей группе позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с воспитателями и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего общения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаемые в процесс исследования, а не получать готовые знания от воспитателя. Наша развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности. Всё это создано в нашей группе с участием родителей наших воспитанников. Нам ещё много предстоит сделать, усовершенствовать, изучить… Мы идем к одной общей цели – здоровый, счастливый талантливый ребёнок, которого мы должны отправить по новым ступеням образования. По вечерам в нашей группе можно увидеть удивительную вещь – детей, которые не хотят идти домой. Мама стоит в недоумении, а ребёнок уговаривает её подождать ещё минуточку, ведь столько интересных дел ещё не сделано!
|