Исследователи, занимающиеся вопросами, связанными с началом обучения в школе, отмечают, что многие трудности, с которыми ученики сталкиваются в первом классе, вызваны в значительной степени недостаточностью работы на предыдущем, а именно дошкольном этапе. Так программы дошкольного обучения не обеспечивают должный уровень подготовки детей к письму, в то время как школьная программа на первом году обучения детей предусматривает серьезный объем графической деятельности, предъявляет достаточно жесткие требования к скорости и качеству овладения детьми письмом. В связи с этим создание новых дошкольных программ, введение пропедевтического курса обучения дошкольников письму становится насущной необходимостью. Проблема подготовки к овладению навыком письма должна охватывать не только период обучения ребенка в начальной школе, но и весь период дошкольного детства.
В исследованиях по проблеме подготовки детей к школе навык овладения письмом обозначается как «графо-моторный навык», «элементарный графический навык», «базовое графическое умение и навык», «базисное графическое движение», «графическое умение» (Н.А.Агаркова, М.М. Безруких, О.Б. Иншакова, О.С. Филиппова). Выработка графического навыка представляет собой определенные стандартные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. При правильно сформированном графическом навыке буквы изображаются четко, красиво, разборчиво и быстро. По мере автоматизации он утрачивает свое главное значение и начинает выполнять только техническую (исполнительскую) функцию письма. Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что процесс освоения письма в начальной школе представлен достаточно широко: существуют единые методики и стандарты обучения грамоте в начальной школе. Процесс подготовки к письму в дошкольном детстве, в частности в старшем дошкольном возрасте, также широко представлен в методической литературе, однако до сегодняшнего дня нет единого мнения о необходимости такого обучения в данный возрастной период. Не выработаны также конкретные рекомендации о способах и методах подготовки к обучению письму на этом этапе развития ребенка. Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме подготовки детей старшего дошкольного возраста к письму свидетельствует о том, что ее эффективное осуществление авторами связывается со сформированностью разных компонентов. Так, С.Л. Рубинштейн и Б.Ф. Ломов обращают внимание на сформированность моторных навыков. И.С. Якиманская определяет степень готовности к письму в зависимости от уровня пространственных представлений. Согласно исследованиям М. Фростиг развитие графической деятельности связано с развитием компонентов зрительного восприятия: зрительно-моторной координации, фигуро-фоновых отношений, константности, положения в пространстве, пространственных отношений. М.М. Безруких на основе анализа различных нарушений письма у младших школьников и причин их возникновения разработала программу подготовки к письму детей дошкольного возраста. В ней большое внимание уделяется развитию зрительного восприятия. Н.Ш. Корашвили составила типологию ошибок при выполнении графических работ детьми дошкольного и младшего школьного возраста, установила зависимость между наличием типов ошибок с несформированностью отдельных характеристик зрительного восприятия. Она показала, что низкий уровень развития зрительного восприятия может приводить к трудностям не только в графической деятельности, но и в обучении чтению, математике. Теоретико-практический анализ позволил выделить противоречие между необходимостью подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению навыком письма в начальной школе и реальным состоянием данного процесса; между возможностями детей старшего дошкольного возраста в выполнении пропедевтических заданий и недостаточным их использованием в практике.
|