Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Инновационный подход к созданию предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе
Педагогика
Автор: Малахова Екатерина Александровна   
25.01.2015 08:03

Инновационный подход к созданию предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе.
 Воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности – одна из главнейших государственных задач, на выполнение которой нацелены вопросы совершенствования системы народного образования, методов воспитания и обучения. Перед образовательными учреждениями поставлены задачи создания благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.
 Модернизация содержания образовательного процесса, введение инноваций в технологии воспитания и обучения предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.
 Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать социокультурную предметно-пространственную развивающую  среду, которая бы позволила ребёнку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.       
 Особенности развития ребёнка-дошкольника делают средством его образования окружающий предметный мир. Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ включает всё, что доступно восприятию ребёнка и использованию им в практической деятельности. Среда должна быть наполнена содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития; тем содержанием, которое для некоторых детей ещё остаётся загадкой и временно недостижимо.
          Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность.
     Следует учитывать, что каждый предмет, с которым общается ребёнок, должен быть как обучающим, так и воспитывающим определённые качества и эмоции. Опрятная и красивая кукла притягивает взгляд и побуждает ребёнка следить за своим внешним видом. В целях предотвращения негативных эмоций и агрессии необходимо постараться свести к минимуму наличие в игровой среде игрушек, издающих неприятные для слуха звуки и превращающие игру в «боевые действия» (пистолеты, роботы-захватчики).
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Предметно-пространственная развивающая среда, создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС ДО и учетом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного  образования должна обеспечить возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
В каждой образовательной организации предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации  (группы, участка);
- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
- двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
При создании предметно-пространственной развивающей среды мы руководствовались следующими принципами:
- полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;
- трансформируемости: данный принцип тесно связан с  полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);
- вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;
- насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;
- доступности:  среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
- безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.
Предметно-пространственная среда, организуемая в нашей группе,  выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Среда  нашей  группы отвечает предъявляемым требованиям к организации  предметно-пространственной среды в ДОУ, она планомерно реконструируется и модернизируется. Правильно организованная развивающая среда в группе позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научит взаимодействовать педагогами, сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки. Предметно-развивающая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских, народных, хороводных, подвижных, строительно-конструктивных.
Все групповое пространство  нашей группы распределено на центры.  Центры развития детей  в группе:  образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» -  «Милый сердцу уголок», центр сюжетных игр,  «Светофорик», родительский центр, образовательная область «Познавательное развитие» -  «Мы познаем мир»,  центр интерактивного развития, образовательная область «Речевое развитие» -  «Книжное царство», речевой центр, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» -  «Умелые ручки»,  центр музыки, образовательная область «Физическое развитие»-  спортивный центр.
Для нравственно-эстетического развития детей в группе организована центр музыки и центр «Умелые ручки». В музыкальном  центре подобраны музыкальные инструменты,  в том числе и фольклорные, музыкально-дидактические игры. В группе оборудовано место для занятий детей рисованием, лепкой, аппликацией, ручным трудом в свободное от занятий время.
Для развития у детей экологически грамотного, бережного отношения к окружающему в группе оборудован центр «Мы познаем мир». Здесь собраны комнатные растения, создана лаборатория для опытно-экспериментальной и трудовой деятельности детей.
За период пребывания в детском саду будущие школьники прослушают и перескажут много сказок, рассказов, стихов.  В группе детского сада оформлен своеобразный центр – «Книжное царство».  
Одним из психолого-педагогических условий полноценного речевого развития дошкольников является организация предметно-развивающей речевой среды в группе, направленной на обогащение и обобщение у детей представлений об окружающем мире, формирование на этой основе лексико-грамматических компонентов речевой деятельности.
Для нравственно-патриотического воспитания создан центр «Милый сердцу уголок» куда входят: символика страны, родного города, альбом с фотографиями родного города, столицы, страны, литература по патриотическому воспитанию.
С целью  знакомства с правилами дорожного движения, предупреждения  дорожно-транспортных происшествий  оформлен центр “Светофорик”. Дети, под руководством педагогов, с удовольствием обыгрывают различные ситуации, приобретают опыт поведения на улице.
  В детском саду имеются все условия для обеспечения  достаточного уровня  двигательной активности детей:  специально оборудованный физкультурный зал, где много ярких и  удобных моделей современного спортивного оборудования на радость детям; спортивные уголки  группе с набором спортивного инвентаря, пособиями для  развития мелкой и  общей моторики.
      Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. В связи с этим в  группе создан родительский центр, так как важное место в деятельности нашего дошкольного учреждения отводится работе с родителями. Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагогов в сложном деле воспитания детей.
В результате работы организованная предметно-пространственная среда в группе имеет характер незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, структурно функциональна, адекватна программе ДОУ, творческому характеру деятельности воспитателей. Воспитанники имеют возможность активно развиваться, усваивать информацию об окружающем мире в ходе различных видов деятельности. Разработанная нами   предметно – пространственная  среда отражает специфику детского сада; учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей; обеспечивает высокий качественный уровень содержательной работы с детьми; способствует  успешному развитию детей во всех сферах деятельности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год