Инновационный подход к созданию предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе. Воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности – одна из главнейших государственных задач, на выполнение которой нацелены вопросы совершенствования системы народного образования, методов воспитания и обучения. Перед образовательными учреждениями поставлены задачи создания благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе. Модернизация содержания образовательного процесса, введение инноваций в технологии воспитания и обучения предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.
Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать социокультурную предметно-пространственную развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Особенности развития ребёнка-дошкольника делают средством его образования окружающий предметный мир. Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ включает всё, что доступно восприятию ребёнка и использованию им в практической деятельности. Среда должна быть наполнена содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития; тем содержанием, которое для некоторых детей ещё остаётся загадкой и временно недостижимо. Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. Следует учитывать, что каждый предмет, с которым общается ребёнок, должен быть как обучающим, так и воспитывающим определённые качества и эмоции. Опрятная и красивая кукла притягивает взгляд и побуждает ребёнка следить за своим внешним видом. В целях предотвращения негативных эмоций и агрессии необходимо постараться свести к минимуму наличие в игровой среде игрушек, издающих неприятные для слуха звуки и превращающие игру в «боевые действия» (пистолеты, роботы-захватчики). Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Предметно-пространственная развивающая среда, создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС ДО и учетом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования должна обеспечить возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. В каждой образовательной организации предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать: - максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка); - наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности; - охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития; - возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых; - двигательную активность детей, а также возможность для уединения. При создании предметно-пространственной развивающей среды мы руководствовались следующими принципами: - полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной; - трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством); - вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей; - насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей; - доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям; - безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Предметно-пространственная среда, организуемая в нашей группе, выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Среда нашей группы отвечает предъявляемым требованиям к организации предметно-пространственной среды в ДОУ, она планомерно реконструируется и модернизируется. Правильно организованная развивающая среда в группе позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научит взаимодействовать педагогами, сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки. Предметно-развивающая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских, народных, хороводных, подвижных, строительно-конструктивных. Все групповое пространство нашей группы распределено на центры. Центры развития детей в группе: образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» - «Милый сердцу уголок», центр сюжетных игр, «Светофорик», родительский центр, образовательная область «Познавательное развитие» - «Мы познаем мир», центр интерактивного развития, образовательная область «Речевое развитие» - «Книжное царство», речевой центр, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - «Умелые ручки», центр музыки, образовательная область «Физическое развитие»- спортивный центр. Для нравственно-эстетического развития детей в группе организована центр музыки и центр «Умелые ручки». В музыкальном центре подобраны музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные, музыкально-дидактические игры. В группе оборудовано место для занятий детей рисованием, лепкой, аппликацией, ручным трудом в свободное от занятий время. Для развития у детей экологически грамотного, бережного отношения к окружающему в группе оборудован центр «Мы познаем мир». Здесь собраны комнатные растения, создана лаборатория для опытно-экспериментальной и трудовой деятельности детей. За период пребывания в детском саду будущие школьники прослушают и перескажут много сказок, рассказов, стихов. В группе детского сада оформлен своеобразный центр – «Книжное царство». Одним из психолого-педагогических условий полноценного речевого развития дошкольников является организация предметно-развивающей речевой среды в группе, направленной на обогащение и обобщение у детей представлений об окружающем мире, формирование на этой основе лексико-грамматических компонентов речевой деятельности. Для нравственно-патриотического воспитания создан центр «Милый сердцу уголок» куда входят: символика страны, родного города, альбом с фотографиями родного города, столицы, страны, литература по патриотическому воспитанию. С целью знакомства с правилами дорожного движения, предупреждения дорожно-транспортных происшествий оформлен центр “Светофорик”. Дети, под руководством педагогов, с удовольствием обыгрывают различные ситуации, приобретают опыт поведения на улице. В детском саду имеются все условия для обеспечения достаточного уровня двигательной активности детей: специально оборудованный физкультурный зал, где много ярких и удобных моделей современного спортивного оборудования на радость детям; спортивные уголки группе с набором спортивного инвентаря, пособиями для развития мелкой и общей моторики. Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. В связи с этим в группе создан родительский центр, так как важное место в деятельности нашего дошкольного учреждения отводится работе с родителями. Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагогов в сложном деле воспитания детей. В результате работы организованная предметно-пространственная среда в группе имеет характер незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, структурно функциональна, адекватна программе ДОУ, творческому характеру деятельности воспитателей. Воспитанники имеют возможность активно развиваться, усваивать информацию об окружающем мире в ходе различных видов деятельности. Разработанная нами предметно – пространственная среда отражает специфику детского сада; учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей; обеспечивает высокий качественный уровень содержательной работы с детьми; способствует успешному развитию детей во всех сферах деятельности.
|