Конспект выступления на педсовете на тему: "Анализ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы в соответствии с ФГОС" (пилотный вариант).
Воспитатель:Шестерикова Н.Н. п.Богородское
- Примерная Программа «От рождения до школы» разработана на основе Федераль- ного государственного образовательного стандарта дошкольного образования (При- каз №1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошколь- ных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП).
К преимуществам программы«От рождения до школы»,безусловно,следует отнести то,что она охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей.Весь программный материал по раннему возрасту(от рождения до 2-х лет) выделен в отдельный раздел.Это обусловлено важностью этого возрастного периода для развития ребенка.Также,в программе имеется отдельный раздел,посвященный инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Преимуществом Программы можно считать и наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности.В действующем ФГОС ДО, в отличие от ФГТ, игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей.Это объясняется тем,что в дошкольном возрасте игра—ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей.Признавая исключительную важность развития игровой деятельности дошкольника,авторы дополнили Программу отдельной главой, посвященной игре. В этой главе раскрывается содержание психолого-педагогической работы по развитию игровой деятельности для каждого возрастного периода,что позволяет педагогу комплексно видеть все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии.
Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников.В разделе«Взаимодействие детского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования. Важным преимуществом Программы является то, что она обеспечена пособиями для занятий с ребенком дома — книгами серии «Школа Семи Гномов».
Удобство в использовании программы состоит и в наличии приложений с подробными перечнями.В современном издании Программы все примерные перечни вынесены в Приложение.Это существенно сокращает содержательную часть Программы и облегчает ее восприятие.Кроме того,такое построение Программы позволяет видеть, как содержание примерных перечней изменяется в зависимости от возраста детей.Например,теперь легко увидеть и проанализировать,что рекомендуется для чтения детям в каждой из возрастных групп.
Очевидным достоинством Программы является и то, что она обеспечена полным учебно-методическим комплектом,включающим методические пособия по всем линиям и направлениям развития ребенка, комплексно-тематическое планирование, наглядные пособия и рабочие тетради, а также пособия по работе психолога в ДОО, по инклюзивному образованию и работе семейного детского сада.
- В структуре программы произошли изменения.В соответствии с требованиями ФГОС ООП включает в себя три основных раздела(целевой,содержательный,организацион- ный),дополнительный.Каждый из основных разделов должен включать обязательную часть (это программа «От рождения до школы») и часть, формируемую участниками образовательных отношений, в которой отражаются специфика Организации и прио- ритетные направления работы.
- В целевой раздел включены:пояснительная записка,в которой раскрываются цели и задачи реализации ООП ДО,принципы и подходы к формированию ООП ДО и планируемые результаты освоения ООП ДОО.
- В новой программе планируемые результаты освоения Программы представлены в ФГОС в виде целевых ориентиров.Целевые ориентиры рассматриваются как социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка.Это ори- ентир для педагогов и родителей,обозначающий направленность воспитательной
- деятельности взрослых.Целевые ориентиры Программы «От рождения до школы»
- базируются на ФГОС ДО и целях и задачах,обозначенных в пояснительной записке к
- Программе.Целевые ориентиры образования даются для детей раннего возраста(на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста(на
- этапе завершения дошкольного образования).
- В данном разделе также идёт речь о системе оценки результатов освоения
- Программы.Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.Данная Программа предполагает оценку индивидуального развития детей.Такая оценка производится педагоги- ческим работником в рамках педагогической диагностики.
- Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности.Инструментарий для педагогической диагностики-карты наблюдений детского развития,позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в
- ходе :
- -коммуникации со сверстниками и взрослыми
- -игровой деятельности
- -познавательной деятельности
- -проектной деятельности
- -художественной деятельности
- -физического развития
- В организационном разделе представлены распорядок дня для всех возрастных групп.Следует ометить ,что в программе внесены некоторые изменения в режим дня, в том числе выделено время для второго завтрака,изменены и приведены в соответ- ствие с ФГОС нзвания возрастных периодов (вторая группа раннего возраста(от2до3 лет,младшая группа(от 3-до4 лет),средняя....),увеличилось время прогулки.В данном разделе представлены особенности организации режимных моментов,раздел куль- турно-досуговая деятельность,в котором приведены примерные перечни возможных событий,праздников,мероприятий для каждой возрастной группы,физкультурно-оздо- ровительная работа,проектирование воспитательно-образовательного процесса,осо- бенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды,новый раздел-кадровые условия реализации программы, в котором освещены требования к квалификации управленческих и педагогических кадров,а также про- фессиональные обязанности педагогов ДОУ.
- В содержательном разделе представлены возрастные особенности психофи- зического развития детей 2-7 лет(возрастные особенности детей от рождения до 2-х лет даны в отдельном разделе «Воспитание и обучение детей в возрасте до 2-х лет»)
- а также формы,способы,методы и средства реализации Программы.Эта часть соответствует разделу «Психолого-педагогические условия реализации Программы» примерной Программы «От рождения до школы».Содержание психолого-педаго- гической работы излагается в программе по пяти образовательным областям:
- 1.социально-коммуникативное развитие;
- 2.познавательное развитие;
- 3.речевое развитие;
- 4.художественно-эстетическое;
- 5.физическое развитие
- Содержание психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам,внутри которых материал представлен по воз- растным группам.Например,в образовательной области
- «Социально-коммуникативное развитие» выделены тематические блоки:
- - «Социализация,развитие общения,нравственное воспитание»,
- -«Ребёнок в семье и сообществе,патриотическое воспитание», -«Самообслуживание,самостоятельность,трудовое воспитание»,
- -«Формирование основ безопасности»
- В образовательной области
- «Познавательное развитие» следующие тематические блоки:
- -«Развитие познавательно-исследовательской деятельности» (первичные представ- ления об объектах окружающего мира,сенсорное развитие,проектная деятель- ность,дидактические игры)
- - «Приобщение к социокультурным ценностям»,
- -«Формирование элементарных математических представлений»,
- -«Ознакомление с миром природы».
- Образовательная область «Речевое развитие»
- -«Развитие речи»(развивающая речевая среда,формирование словаря,связная речь)
- - «Приобщение к художественной литературе».
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» -«Приобщение к искусству»
- -«Изобразительная деятельность»,
- -«Конструктивно-модельная деятельность»(приобщение к конструированию), -«Музыкальная деятельность».
- Образовательная область «Физическое развитие»
- -«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
- -«Физическая культура».
- Благодаря тому, что в Примерной программе «От рождения до школы» вся содержа- тельная часть изложена по тематическим блокам,дошкольная организация может легко ввести свою вариативную часть,заменив один или несколько тематических блоков на свои парциальные программы.
- Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
- Следует отметить патриотическую направленность Программы,а также направлен- ность на нравственное воспитание,поддержку традиционных ценностей(социо-куль- турный компонент),на сохранение и укрепление здоровья детей.
- Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и на-
- правлена на его всестороннее развитие,формирование духовных и общечеловечес- ких ценностей,а также способностей и интегративных качеств.
|