«ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ НОВЫХ ФОРМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Чакубаш Нина Геннадьевна, музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 32 «Росинка» общеразвивающего вида ЩМР МО Аннотация Сообщение на районном педагогическом совете «Модерни-зация образования в контексте реализации ФГОСов и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ
Скачать конспект
"Об образовании в Российской Федерации" принят 29 декабря 2012 г. и вступает в силу с 1 сентября 2013 г. Важным основанием для разработки проекта нового федерального закона "Об образовании" является обозначившийся в последние годы разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, обусловленный динамичным развитием и процессами модернизации системы образования. Данный закон напрямую влияет на 40 миллионов граждан нашей страны, тех, кто непосредственно вовлечен в образовательный процесс, а это - сами дети, их родители и педагоги. Федеральный закон "Об образовании" регулирует отношения в отдельных подсистемах образования: дошкольном, общем, среднем профессиональном, высшем и тем самым, действительно, в достаточной степени систематизирует правовые нормы в сфере образования. В соответствии с новым законом образование в РФ подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. При этом общее образование и профессиональное образование реализуются по нескольким уровням. В частности, общее образование включает в себя: • дошкольное образование; • начальное общее образование; • основное общее образование; • среднее общее образование. Таким образом, дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования. Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами, но не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. В таблице ниже приведены изменения, касающиеся Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", касающиеся непосредственно дошкольного образования. Как видно из вышеизложенного, современная система образования постоянно обновляется, претерпевает изменения и мы, педагоги, должны идти в ногу со временем. В контексте реализации ФГОСов и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация досуговой деятельности в дошкольном образовании предполагает создание новых форм работы. Важным фактором, определяющим характер изменений, является научно-технический прогресс, который не мыслим без компьютерных технологий. Компьютерные технологии постоянно совершенствуются, становятся более доступными, гибкими. В организацию культурно-досуговой деятельности все чаще внедряются мультимедийные средства обучения (совокупность визуальных, аудио и других средств отображения информации, интегрированные в интерактивной программной среде) среди которых важное место занимают мультимедийные презентации. Применение мультимедиа позволяет объединить текст, звук, графическое изображение, видео и любимую детьми анимацию (мультипликацию). Этапы подготовки мультимедийной презентации: - структуризация материала; - составление сценария реализации; - разработка дизайна презентации; - подготовка медиа фрагментов (тексты, иллюстрации, видео, за-пись аудио фрагментов); - подготовка музыкального сопровождения; - тест-проверка готовой презентации. Каждое мультимедийное средство должно отвечать всем дидак-тическим требованиям, что и традиционные пособия, а именно научности, систематичности, последовательности, доступности, связи с практикой, наглядности. Однако при создании мультимедийной презентации необходимо учитывать не только соответствующие принципы классической дидактики, но и специфические подходы использования компьютерных мультимедийных презентаций. Если мультимедийные технологии хорошо продуманы, досуги будут образными, наглядными, интересными, жизненными. Также, в новом «Законе об образовании в Российской Федера-ции» большое внимание уделяется формированию у детей навыков здорового образа жизни. В системе физкультурно-оздоровительной работы нашего дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурно-музыкальные праздники, досуги, дни здоровья, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Во время таких праздников дети принимают участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики. При планировании и подготовке праздника необходимо: • определить основные задачи, дату, время, место проведения; • подготовить показательные выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования; • выделить ответственных за подготовку и проведение праздника (желательно участие заведующей, методиста, воспитателей групп, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителей); • определить количество участников каждой возрастной группы, а также приглашенных гостей; • обозначить порядок подведения итогов конкурса и соревнова-ний, поощрение участников праздника. При организации праздника педагогу необходимо помнить: • недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых, особенно это касается праздников с соревновательной направленностью, организуемых по инициативе спортивных организаций; • недопустим отбор детей, показывающих лучшие результаты; желательно участие всех; • при подготовке к празднику не следует увлекаться репетициями отдельных заданий-выступлений, особенно игр соревновательного характера, важно сохранить у детей интерес к разным видам игр и упражнений; • необходимо рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности. Физкультурно-музыкальные праздники и досуги являются од-ними из самых любимых видов отдыха в нашем детском саду. Потому что не только воспитатели, но и родители принимают активное участие в их проведении. А совместная работа детского сада и семьи всегда дает отличный результат в развитии наших детей, как физическом, так и духовном. Правильно подобранный педагогом вариант досуга поможет каждому ребенку в совершенствовании его двигательной активности, что является одним из важнейших факторов его дальнейшего благополучия. Дошкольные образовательные учреждения предполагают взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей. В новом «Законе об образовании в Российской федерации» наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Семья для ребенка – это маленький мир, в котором он находит примеры для подражания, учится жить в обществе. Но, к сожалению, у родителей не всегда находится время для общения с ребенком. Признание приоритета семейного воспитания требует таких воспитательных отношений семьи и образовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью. При взаимодействии с семьями воспитанников основной целью является вовлечение родителей в образовательный процесс. В нашем детском саду постоянно ведется работа с родителями по разным вопросам воспитания. Среди других вопросов видное место занимают совместные досуги родителей с детьми. В годовом плане предусматриваем различные совместные мероприятия с родителями. Во время совместных мероприятий в нашем детском саду родители вместе с детьми становятся полноправными участниками праздника. Открываем год осенними праздниками. В конце сентября при-глашаем детей и родителей старшей группы на Праздник урожая в кафе «Осеннее». Вместе с детьми родители участвуют в играх, ат-тракционах, отгадывают загадки, участвуют в аукционе. А завершает праздник дегустация даров осени, овощных и фруктовых блюд, приготовленных родителями. С детьми и родителями подготовительной группы в октябре встречаемся на посиделках «Россия, Россия, края дорогие». Здесь звучит русская народная музыка, дети вместе с родителями водят хороводы, играют в русские народные игры, поют частушки, разыгрывают коротенькие шуточные сценки, заранее подготовленные дома. В ноябре отмечаем молодой еще праздник – День матери. Хо-лодным осенним днем дети дарят мамам тепло и любовь, песни и стихи, веселые танцы, хорошее настроение. В этом году мамы и дети примут участие в веселом конкурсе «Нам не страшны преграды, если мама рядом». Все участники смогут продемонстрировать свои знания, сноровку, сообразительность, умение соревноваться вместе со своей мамой и в команде с другими мамами и детьми. Самый любимый, волшебный праздник Новый год считается семейным праздником. И мы не упускаем возможность объединить усилия всех: сотрудников, детей, родителей в подготовке и проведе-нии утренников. Сначала с родителями обсуждаются эскизы костюмов для де-тей, даются консультации по изготовлению костюмов и атрибутов к празднику. Родителям предлагают принять участие в празднике – исполнить ту или иную роль. С исполнителями ролей проводятся репетиции, родители присутствуют на музыкальных занятиях, разучивают вместе с детьми хороводы, игры, в которых на утреннике примет участие их персонаж. Также родители принимают непосредственное участие в оформлении к празднику групповых комнат, музыкального зала. Они рисуют декорации, оформляют тематические уголки, шьют сказочные костюмы для кукол. Февраль и март тоже богаты праздниками и мы встречаем их вместе с нашими родителями, бабушками и дедушками. Дети очень любят такие праздники, с удовольствием показыва-ют то, чему научились, «болеют» за своих родителей, радуются их победам, гордятся ими. А для родителей такие праздники – это воз-можность всем вместе весело и интересно провести время, стать ближе, вырасти в глазах своего ребенка, да и самим на время стать беззаботным ребенком. А завершает год праздничный концерт ко Дню Победы. И в гос-тях у детей ветераны. C интересом и уважением смотрят дети на ор-дена и медали гостей. C интересом слушают слова и стихи о войне в исполнении воспитателей, слушают военные песни, которые поют гости и сотрудники детского сада. И сами поздравляют ветеранов: читают стихи, поют, танцуют. И, конечно, традиционные сувениры, сделанные своими руками остаются у бабушек и дедушек на память о празднике. Такие мероприятия сближают взрослых и детей, укрепляют ав-торитет детского сада в районе, воспитывают у детей уважение к старшему поколению, служат упрочению связей «детский сад – роди-тель», «родитель – ребенок». В жизни человека, а также и ребенка происходит чередование будней и праздников. Но чаще, в жизни детей больше будней, напол-ненных режимом и рутиной. Поэтому так необходимо организовать правильный интересный и полезный досуг для каждого ребенка. Различные праздники, развлечения, игры создают отличное настроение, вызывают положительные эмоции, помогают выявить интересы, стремления и желания детей заниматься той или иной деятельностью. Понимание того, что весь этот сложный образно-эмоциональный процесс восприятия ребёнком праздника во многом зависит от нас, музыкальных руководителей, обязывает ответственно относиться к своей профессии, к делу, которое требует немало педагогической мудрости и мастерства при прикосновении к хрупкой детской душе. ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ 1. Справочник музыкального руководителя, №7, 2013 г. 2. А.А. Вавилова, зам. директора Центра правовых прикладных разработок Института развития образования ФГОУ ВПО "НИУ ГУ - Высшая школа экономики", статья Новый закон об образовании: особенности регулирования дошкольного образования
|