Детско-родительский проект «В каждой семье свои традиции» 1. Актуальность Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом, уважает и принимает традиции. Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но, после 7 ноября – Дня октябрьской революции 1917 года, многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. Часть, конечно, осталась - трансформировавшись, часть канули в небытие, ну и, конечно же появились новые.
Скачать конспект Изменились и взгляды на понятие "семьи", на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью - семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крышей, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта. Поэтому, традиции - это основа уклада семьи, семьи дружной и крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей. В нашей группе была проведена опрос-беседа с детьми и их родителями о том, что такое семейные традиции и существуют ли они в их семьях. На основе данного опроса был сделан вывод, что многие родители даже не знают, что такое семейные традиции и не понимают их значения в воспитании детей. Что же тут говорить о детях? В связи со всем выше сказанным возникла необходимость в разработке данного проекта, направленного на приобщение детей к семейным традициям и на просвещение родителей по данному вопросу. 2. Концепция 2.1 Понятийно-категорийное поле Семья, по признанию учёных, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В её позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство. В крепкой, надёжной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. По определению Владимира Ивановича Даля, «семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми». Психологическую обстановку в доме главным образом определяют взрослые. От их умения, такта, терпения зависит характер отношений с сыном или дочерью. Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. «Детские сады являются помощниками семьи в воспитании ребенка» (Закон РФ «Об образовании»). Традиция – это множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений. Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой или функциональной семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи. Семейные традиции – это: - в первую очередь, праздники, которые отмечаются всеми членами семьи и, конечно же, день рождения ребенка; - торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз; - традиция сажать деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку; - это традиция вместе с ребенком посещать выставки, театры, музеи; - это совместные игры; - поздравление родственников; - традиционные походы, прогулки и пикники на природе; - составление своей родословной и семейных альбомов; - коллекционирование; - проведение семейных концертов. 2.2 Вид и типология проекта · Информационно-творческий · Краткосрочный · Совместный с родителями · Групповой 2.3 Участники проекта Участниками данного проекта являются дети 4-5 лет, педагоги, семьи воспитанников. 2.4 Цель и задачи проекта Цель проекта: - формирование у детей 4-5 лет желания поддерживать и приумножать традиции своей семьи. Задачи проекта: Для детей: - формировать элементарные представления о семейных традициях; - развивать познавательные навыки; - воспитывать интерес к традициям своей семьи. Для педагогов: - создать условия для формирования у детей 4-5 лет устойчивого интереса к традициям своей семьи; - вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс. Для родителей: - повысить уровень знаний по теме проекта; - активно взаимодействовать с педагогами в процессе приобщения детей к семейным традициям. 2.5 Предполагаемые результаты реализации проекта По окончании проекта дети: - познакомятся с традициями своей семьи; - будут поддерживать и приумножать семейные традиции. 2.6 Продукт проекта Продуктом данного проекта является альбом «Семейные традиции». 3. Стратегия и тактика проектных действий на всех этапах реализации проекта
I Этап – Концептуальный.
Проектное мероприятие
|
Сроки исполнения
|
Выбор темы проекта, мотивация выбора.
Формулирование целей и задач проекта.
Определение содержания проекта (проектно-тематический план).
|
С 9 по 10 января 2014г
|
II Этап – Формирующий.
Проектное мероприятие
|
Сроки исполнения
|
Выполнение проектно-тематического плана.
|
С 13 по 17 января 2014 г
|
III Этап – Заключительный (рефлексия)
Проектное мероприятие
|
Сроки исполнения
|
Презентация проекта (оформление альбома).
Анализ достижения поставленных целей, результатов. Самооценка степени реализации проекта.
|
С 20 по 22 января 2014 г
|
Проектно-тематический план
НАПРАВЛЕНИЕ
|
ТЕМАТИКА
|
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ
|
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ
|
Работа с детьми
|
«Моя семья»
|
беседа
|
13.01.2014
|
«Семья»
|
пальчиковая игра
|
«Колыбельные»
|
НОД – коммуникация
|
14.01.2014
|
«Уложим куклу спать»
|
сюжетная игра
|
«Папа, мама, я…»
|
НОД – художественное творчество
|
15.01.2014
|
«Мамины помощники»
|
д/и
|
«Мой день рождения»
|
беседа
|
16.01.2014
|
«Семейный праздник»
|
сюжетно-ролевая игра
|
«Любовь, доброта, забота»
|
д/и
|
17.01.2014
|
«Счастливый выходной»
|
составление детьми небольших рассказов
|
Взаимодействие с семьями воспитанников
|
«В каждой семье свои традиции»
|
родительское собрание
|
13.01.2014
|
«Как организовать семейный праздник»
|
папка-передвижка
|
14.01.2014
|
«Не забывайте народные игры»
|
памятка
|
15.01.2014
|
«Какие сказки читать детям на ночь»
|
консультация
|
16.01.2014
|
«Семейные традиции»
|
подбор материала для альбома (работа в микрогруппах)
|
17.01.2014
|
Соблюдая семейные традиции, следуя опыту и обычаям своих предков, люди духовно обогащаются, их неизменными чертами становятся доброта, отзывчивость и самопожертвование ради близкого человека, и эти качества сопровождают их всю жизнь, передаваясь от родителей детям, которые, в свою очередь, тоже выстроят крепкую и любящую семью с добрыми традициями своих предшественников. 4. Список литературы 1. Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива», 2013. 2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013. 3. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4 – 6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов / Г. Н. Жучкова. – М.: Издательство ГНОМ, 2012. 4. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Л. А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. 5. Коломийченко Л. В., Воронова О. А. Семейные ценности в воспитании детей 3 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. 6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.-сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2012.
|