Познавательная сфера – это сложное образование, которое обеспечивает человеку нормальное и полноценное интеллектуальное существование в нашем мире. В течение жизни человека процесс познания проходит разные этапы развития. Так, любой здоровый ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться к условиям жизни. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, которое проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. В формировании самостоятельной поисковой деятельности детей существенную роль играют различные источники информации, которыми мы пытаемся, по мере возможности, обеспечить детей.
Большое внимание развитию познавательной активности детей я начала уделять с первой младшей группы по всем направлениям, но особенно выделяла тему «Познай себя и свое тело». Свой долгосрочный проект я назвала «В здоровом теле - здоровый дух». Эту тему я выбрала потому, что она актуальна и в целом соответствует программе «Из детства в отрочество», реализуемой в детском саду. Тема моего проекта направлена на решение проблем, связанных со здоровьем и физическим развитием детей. Для реализации проекта в группе были созданы необходимые условия: обновлены и пополнены с учетом современной действительности сюжетно- ролевые игры, приобретены дидактические игры, собрана коллекция лечебных трав, приобретено оборудование для коррегирующей гимнастики, спортивный инвентарь. Активную помощь в создании условий оказали родители. Очень хотелось, чтобы дети получили не только теоретические знания, но и научились применять полученные знания в повседневной деятельности. Большинство детей в группе имели проблемы со здоровьем, поэтому совместно с медицинскими работниками был разработан комплекс индивидуального закаливания, использовалась фитотерапия, коррегирующая гимнастика, точечный массаж. Чтобы заинтересовать детей и привить им навыки заботы о своем здоровье, мною был запланирован ряд мероприятий, направленных на реализацию моего проекта и на развитие самостоятельной познавательной активности детей: - сюжетно-ролевые игры «Больница», «Посещение зубного врача», - игра – драматизация «Айболит», «Лесная больница». Реализации задач способствовала совместная деятельность педагога и детей: - занятия «В гостях у доктора Пилюлькина», «Как у Степашки горлышко заболело», «Таблетки растут на ветке», «Таблетки растут на грядке», - спортивное развлечение «Мама, папа и я – спортивная семья», - беседы с врачом «Гигиена полости рта», «Босиком от простуды и других болезней», «Привитие гигиенических навыков». Свои впечатления о полученных знаниях отражали вместе с детьми в совместной продуктивной деятельности: изготовили коллажи «Лес», «Больница для зверей»; организовывали выставки детских рисунков «Я хочу быть здоров», «Спорт и мы», «Где растут витамины»; совместно с детьми и родителями оформили альбомы «О здоровье», «Спортивный калейдоскоп», «Труд в природе». Активными помощниками в реализации данного проекта были музыкальный руководитель, руководитель изодеятельности. Работа педагога дополнительного образования и воспитателя были взаимосвязаны и дополняли друг друга. Результаты проведенной диагностики свидетельствуют об усвоении программного материала всеми детьми. Удалось привлечь внимание родителей к данной проблеме. Если сначала родители были лишь сторонними наблюдателями нашей с детьми деятельности, то впоследствии сами принимали активное участие в беседах, играх, развлечениях, конкурсах, проводимых в «игровой четверг». Для поддержки интереса родителей мною организовывались разнообразные выставки по результатам работы с детьми, оформлялись информационные стенды, проводились консультации. Основным показателем важности проводимой работы является улучшение показателей здоровья детей, уменьшение количества пропусков по болезни. До пятилетнего возраста источником информации для ребенка являются взрослые и его собственные практические действия. С возрастом познавательный интерес детей приобретает разносторонний характер, к шести годам наступает пик познавательных вопросов, которые являются проявлением любознательности, стремлений понять окружающий мир. Очень важно не допустить угасания детской любознательности и познавательной активности, которые являются источниками приобретения знаний детьми. К сожалению, взрослые не всегда могут удовлетворить познавательные потребности детей, и поэтому они должны познакомить детей с различными источниками информации и способами работы с ними. Использование технологии проектирования оказывает хорошее влияние на развитие познавательной активности и инициативы, учит анализу и синтезу полученных знаний, развивает творческие способности, мыслительную деятельность, коммуникативные навыки.
|