В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приёмов преподнесения содержания детям. Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития ребёнка. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность даёт метод проектов или проектное обучение. Он позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностными подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др. О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. В нашем дошкольном учреждении разрабатываются и внедряются проекты по разным направлениям образовательной деятельности. В 2012-2013 учебном году в рамках фестиваля по проектной деятельности Педагогами было разработано и внедрено несколько проектов разных по сроку исполнения, стратегии реализации (с учетом специфики интересов и возрастных особенностей детей группы, профессиональной компетентности педагога, проектировочных умений и навыков), включению различных видов творческой и практически значимой деятельности, способствующей единению педагогов, детей и родителей. А в 2013-14 уч. Году были разработаны проекты по изучению правил дорожного движения. Например: · Исследовательско – творческие: «Хочу все знать!», «Вода вокруг нас», «Птицы – наши друзья». По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др. · Ролевые, игровые: Использование элементов творческих игр (когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы). · Творческий: «Неизведанный космос» Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п. · Информационно – практическо – ориентированный: «Уроки Светофорика», «Школа пешеходных наук» В процессе разработки и реализации педагогических проектов педагоги получили возможность саморазвиваться и самовыражаться, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста — от проекта к проекту. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Осуществление проектов способствует самоорганизации, включению педагогов в процесс коллективного творчества, распространению передового опыта, пропаганде инновационной деятельности, научному росту, как опытных педагогов, так и молодых специалистов. Тем самым, повышает педагогическое мастерство и профессиональный уровень педагогов. Проектный метод для детей - это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми в виде цели и задач; результатом этой деятельности становится найденный способ решения проблемы; каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию. Важным моментом работы по использованию проектного метода является не столько подведение итогов проделанной работы, сколько определения её значимости и необходимости для каждого его участника в отдельности, а так же и для образовательного учреждения в целом; Проектный метод – это верный путь обновления педагогического процесса, который, не только, качественно повышает воспитательно –образовательный процесс в ДОУ, но и рейтинг ДОУ у родителей
|