Дошкольный возраст детей наиболее благоприятен для формирования навыков и привычек. Как известно, безопасность пешехода во многом зависит от соблюдения ими правил поведения на улице. Взрослого человека в сложной ситуации улицы выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши этими качествами обладают далеко не в полной мере. Оказавшись в критической ситуации, дошкольники не всегда могут принять правильное решение, тем более, если они слабо знают правила дорожного движения. Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка - это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут станет для него привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге.
Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов. Мы убеждены, что привить детям навыки безопасного поведения, на улице только рассуждая об осторожности нельзя. Безопасному поведению надо учить не только с позиции пешехода, а ещё с позиции будущего автомобилиста и родителя, то есть разносторонне. При этом мы считаем, что обращаться к детям следует простым языком, без уменьшительных и ласкающих слух выражений. Здесь наше убеждение подкрепляется выводами психологов о полезности партнёрского общения, которое предполагает беседу взрослого с взрослым. На основе вышеизложенных нами выводов был построен образовательный цикл по реализации области «безопасность», который состоит из бесед, наблюдений, рассматривания картинок, игр, прогулок, музыкального тематического праздника, просмотра мультфильма «Безопасность на дороге», передачи своего опыта детям младшего возраста, непосредственно образовательного процесса в образовательной области «Художественное творчество», «Познание», «Чтение художественной литературы», совместной деятельности взрослых и детей, участие родителей в образовательном цикле. По статистике нарушений правил дорожного движения в Невском районе занимает не самое последнее место, из чего следует, что эта проблема на сегодняшний день является актуальной. В соответствии с этим напрашивается вывод, что занятия с детьми надо проводить комплексно, то есть объемным циклом. Что мы и постарались осуществить в своей работе. Программное содержание: учить детей правильно вести себя на улицах и дорогах города, дать понятие «регулировщик», познакомить с историей возникновения автомобиля; развивать умения анализировать дорожные ситуации, умение применять знания на практике; воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах города, упражнять в различии сигналов регулировщика, закреплять знания о дорожных знаках; активизация словаря «указательный и предупреждающий дорожные знаки». «тротуар», «пешеход», «пешеходный переход», «регулировщик», «сигналы регулировщика», «жезл». Методические приёмы: художественное слово, проблемная ситуация, сюрпризный момент, наглядность, вопросы причинно-следственного характера, игра-имитация. Материалы к занятию: демонстрационный материал, светофор, знаки, жезл, картинки с изображением старинных автомобилей, книга; практические-картинки для игры «Найди пару». Предварительная работа: беседа по правилам поведения на дорогах, рассматривание и изучение дорожных знаков, творческая самореализация (поделки и аппликация на тему //Транспорт, дорога//) Ход занятия: Преподаватель: А сегодня я вам предлагаю отправиться в небольшое путешествие в страну машин, знаков и дорог. А, по окончанию этого путешествия вас ждет сюрприз. Вы готовы ребята? Дети: Да. Тогда мы начинаем наше путешествие с одной из улиц нашего города ул. Цимбалина. Вы знаете эту улицу? Что на ней находится? Дети: Наш садик Мы пойдём пешком и будем кем? Дети: Пешеходами. Преподаватель: По какой части дороги надо идти пешеходам? (По тротуару). По какой стороне тротуара нужно идти? (По правой стороне). Физминутка «Вот идёт пешеход» Вот идёт пешеход _ раз, два, три. Как он знает правила – посмотри! Красный свет – дороги нет, Стой и жди! Жёлтый свет горит в окошке, Подождём ещё немножко! А зелёный впереди – иди! Преподаватель: Вместе с нами идут и другие пешеходы. Посмотрите на картинку и ответьте на вопрос-«Кто из пешеходов ведёт себя неправильно?» Почему? А кто воспитанный пешеход? Расскажите, как должен везти себя хороший пешеход? А как не должен себя везти? Преподаватель: Молодцы ребята. Преподаватель: А теперь давайте поиграем, трое ребят будут играть взрослых, а другие трое будут играть детей. Взрослые (переодетые дети) помогите детям правильно перейти через дорогу. (Дети проводят и проговаривают маршрут и действия пешехода). А есть ли ещё другие маршруты? Какой путь самый безопасный? Почему? Молодцы, ребята! Двигаемся дальше, мы видим два заколдованных знака. (Запрещающий и указательный «Пешеходный переход»). Назовите эти знаки. Чем они похожи? Как вы думаете, на оба знака можно переходить через дорогу? Преподаватель: Молодцы! А теперь я вам предлагаю поиграть в еще одну игру, которая называется «Собери знак». (Каждому ребенку раздается половина дорожного знака. Пока играет музыка , все дети двигаются по классу. По окончании музыки они должны найти вторую половину своего знака (пару) и собрать дорожный знак. Преподаватель: Еще очень важно знать вот что:- «Кто главный на дороге?» (Светофор). А если светофор сломался, то кто нам приходит на помощь? (Регулировщик). У регулировщика тоже есть сигналы, которые надо научиться читать. Даёт сигналы он с помощью жезла. Если регулировщик поднял жезл вверх, то это значит: - «Жди!» и соответствует жёлтому сигналу светофора. Если регулировщик стоит к вам лицом, то он говорит: «Стой!» - это соответствует красному сигналу светофора. Регулировщик встал к вам боком, то он говорит: «Иди!». Это зелёный сигнал светофора. Запомнили? А сейчас я вам предлагаю поиграть. Кто-то из детей будет регулировщиком, и будет показывать нам сигналы, а все остальные – пешеходы. Преподаватель: Про знаки мы уже все узнали, про дорогу тоже теперь пора узнать про автомобили. Преподаватель: Хотите узнать историю возникновения автомобиля? Дети: Да. Преподаватель: (Преподаватель рассказывает и показывает картинки ). Сначала изобрели колесо, затем телегу и стали перевозить грузы. Потом решили ездить на ней сами, но было неудобно. (Картинка телеги). Так появилась карета, которая защищала пассажиров от ветра, дождя и снега, а ещё там появились рессоры – специальные пружины, благодаря которым пассажиры не подскакивали на каждой кочке. (Картинка кареты). А у нас в Санкт-Петербурге вы видели карету? Правильно, кареты мы можем увидеть на праздниках проходящих в центре нашего города. А потом в Париже Куньо изобрёл паровую машину, которая ехала, только пока вода в котле оставалась горячей. Вода остывала и машина останавливалась. Водитель выходил из машины и снова разводил под котлом огонь. Это было не только неудобно, но ещё и опасно. (Картинка паровой машины). А затем появилась первая машина с бензиновым двигателем. Изобрёл её Бенц в Германии. (Картинка машины). Она стала видоизменяться, усовершенствоваться пока не превратилась в машину, на которых ездят сейчас по нашим дорогам. А машину на которой ездят сейчас мы увидим в живую (Рассказ папы водителя об устройстве автомобиля и безопасности ). А также, мы еще узнаем, из чего он состоит. Какое замечательное путешествие у нас получилось, правда, ребята? Дети: Да. Преподаватель: А теперь как я вам и обещала СЮРПРИЗ (мультфильм о правилах дорожного движения).
|