Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышает травматизм в других странах. Изучение правил дорожного движения должно стать составной частью общего воспитательного процесса, призванного бережно относиться к своей жизни не только на дорогах, но и в повседневных делах. Среди всех участников дорожного движения – водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок. Во многих ДТП он – основной виновник. Из общего числа детей, попавших в ДТП – 17% дети дошкольного возраста. Дети дошкольники не бывают нарушителями правил дорожного движения сознательно. Их неожиданное появление на дороге, столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорте – это наглядное проявление возрастных особенностей дошкольников. Родители должны дать ребенку не только навыки полезной деятельности предстоящей его жизни, но и навыки, как эту жизнь сохранить. Как остаться живым и здоровым в окружающей человека транспортной среде, в том числе и в дорожно-транспортной среде, очень динамичной, в которой ситуации быстро меняются.
Роль семьи, мамы, папы, бабушки, дедушки в воспитании ребенка трудно переоценить. С точки зрения ребенка все, что делают, особенно мама и папа – правильно и лучше не бывает. Родители для ребенка в возрасте до 7 лет являются образцом поведения, и только более взрослые дети начинают критически оценивать поведение членов своей семьи. Именно в возрасте до 7 лет, когда родители еще водят его по улице за руку, систематическая, повседневная тренировка в движении с постоянным личным примером родителей могут создавать положительные или отрицательные привычки в правилах поведения на дороге. Об этом должны помнить все, когда они с ребенком делают первый шаг на проезжую часть дороги. Учите ребенка наблюдать! Именно до 6 лет, пока ребенок на улице рядом с вами, во время прогулок, по пути в детский сад и обратно лучше всего прививать ему те навыки, которые помогут ему. Используйте каждый случай пребывания рядом с ребенком на дороге, чтобы по ходу дела учить его узнавать типичные дорожные «ловушки». Пусть при переходе проезжей части, он тоже наблюдает, а не просто доверяется вам. Иначе он привыкнет ходить через проезжую часть, не глядя. Во время движения показывайте дорожные знаки, их название и назначение, пешеходные переходы, сигналы светофора. Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка, поэтому и в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах уделяется большое внимание. Педагоги Томаровского детского сада учат и детей и их родителей вырабатывать жизненно важную привычку соблюдать Правила дорожного движения. Обучая детей Правилам дорожного движения, используются все доступные формы и методы работы. Это – беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихотворений, просмотр мультфильмов и кукольных представлений. Ведется систематическая работа и с родителями: беседы, анкетирование и тестирование, рекомендации, совместные игры, мастер-классы, изготавливаются игры и атрибуты для обучения детей правилам дорожного движения совместно. В Детский сад приглашаются сотрудники ГИБДД, проводятся экскурсии и целевые прогулки с целью освоения необходимых знаний и правил. На территории ДОУ имеется разметка дороги, педагогами изготовлены дорожные знаки. Их педагоги используют для организации игр, обучению правил дорожного движения. Традицией стали театрализованные представления по обучению Правил дорожного движения. В них участвуют и родители воспитанников. Педагоги рассказывают о необходимости и важности таких профессий, как Инспектор ДПС, водитель, Спасатель, медработник и пр. Информационные стенды для родителей – еще одна форма работы с родителями. На них размещаются фоторепортажи, консультации, и рекомендации по изучению Правил дорожного движения с ребенком. Только совместные усилия семьи и ДОУ принесут хороший результат: на дорогах будут только воспитанные пешеходы, водители и пассажиры.
|