Конспект занятия Тема: «Городской общественный транспорт». «Информационно-указательные знаки «остановка трамвая», «остановка автобуса» (средняя группа) ВВЕДЕНИЕ С каждым годом все больше внимания уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Культура поведения на дороге становится необходимым навыком в жизни ребенка. Каждый день случаются аварии на дорогах, жертвами которых становятся дети. Что же сделать, чтобы ребенок сам задумался о своей безопасности. Обучение детей правилам дорожного движения – сложный и многоплановый процесс, который должен строиться в соответствии с возрастными особенностями и не ограничиваться простым зазубриванием.
Скачать конспект
Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения, формирования устойчивых знаний и прочных навыков культурного поведения на улице, в транспорте в дошкольных учреждениях проводятся специальные занятия и тематические мероприятия. Начинать обучение следует с самого раннего возраста, используя все доступные формы и методы. Дети должны быть не просто пассивными слушателями, а активно принимать участие в освоении новых знаний. Роль педагога в этом процессе – создать условия, чтобы знания оставили след в сознании детей, стали естественной привычкой. Многолетний опыт работы с детьми показывает, что дети тянутся ко всему новому, яркому, зрелищному, поэтому в планировании занятий необходимо применять все возможные творческие направления, отводя им самим главную роль. Программное содержание: Образовательный задачи: закрепить понятие « общественно-городской транспорт», виды и назначение городского транспорта, закрепить знания основных сигналов светофора ( красный, зеленый). Познакомить со знаками, определяющими места нахождения остановок общественного транспорта. Развивающие задачи: продолжать развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, умение слушать воспитателя, отвечать на поставленные вопросы, развивать диалогическую речь. Воспитательные задачи: Учить детей правилам безопасного поведения на дороге, формировать мотивационно-поведенческую культуру ребенка, как основу безопасности в условиях общения с дорогой и улицей, воспитывать чувство ответственности за ситуацию на дороге, как у полноправного участника дорожного движения (пешехода). Воспитывать чувство взаимопомощи, желание помочь Зайчонку не попасть в беду. Словарная работа: Продолжать вводить в активную речь понятия - «светофор», «пешеход», «дорожное движение», «машины», «транспорт», «общественный транспорт», «автобус», «трамвай», «троллейбус», «пассажир». Ввести новое понятие «остановка общественного транспорта». Методические приемы: использование игровой ситуации, загадки, слайды, использование стихотворений. Дидактическая игра «Назови одним словом», «Убери лишнее», «Подумай и ответь», подвижная игра «Светофор и пешеходы», использование наглядного материала. Оборудование: Наглядный материал: игрушка «Заяц», слайд или картинки с изображением трамвая, троллейбуса, автобуса, макет двухцветного светофора или слайд с его изображением , дорожные знаки определяющие места остановок автобуса и трамвая. Предварительная работа: занятие, беседа о значении сигналов светофора для пешеходов и водителей, чтение художественной литературы по ПДД, раскрашивание картинок-раскрасок, аппликация, лепка, рисование по темам: «Дорога», «Транспорт», наблюдение за движением транспорта, рассматривание иллюстраций, картин по ПДД. Ход занятия: Воспитатель : - «Знаете, ребята, к нам сегодня в гости обещал прийти лесной житель. Отгадайте, кто это: Что это за зверь лесной Встал как столбик под сосной. И стоит среди травы – уши больше головы». (Заяц) - ответы детей. Воспитатель: «Правильно! А вот и он, проходи, Заинька, не стесняйся. Заяц: «Здравствуйте, ребята! Как долго я к вам добирался. У нас в лесу хорошо, тихо, птички поют. А прибежал я в город там все гудит, шумит, едет на колесах. Так испугался, еле-еле до вас добрался. Чуть меня не задавили. Что же это такое было?». - ответы детей(машины, автомобили, транспорт). Воспитатель: «Ребята, давайте расскажем, Зайке какие машины мы знаем». - ответы детей. Воспитатель: «А теперь, Зайка, я буду загадывать загадки, а ребята их отгадывать. А ты слушай внимательно и если сможешь, помогай. Игра с загадками называется « Если знаешь - отвечай».
1.Если знаешь – отвечай По рельсам движется …..(трамвай). 2.Любят ездить все, все, все, на большом…..(автобусе). 3. Я мчусь, держась за провода, Не заблужусь я никогда (троллейбус). ( на правильном ответе воспитатель показывает слайды или картинки).
Воспитатель: «Ребята, а как все это можно назвать одним словом?». ( одновременно выставляются картинки или показывается слайд). - ответы детей. (Машины, транспорт).
Воспитатель: «Вот видишь, Заинька, какие наши дети молодцы! Они все знают. А теперь, скажите-ка Зайке, для чего нужны нам машины, транспорт?».
- ответы детей. (Чтобы ездить в детский сад, в гости, чтобы быстрее передвигаться и т.д.). Воспитатель: « А кто ездит в транспорте, в городском общественном транспорте?»
- ответы детей. (Папы, мамы, бабушки, дедушки, дети, ). Воспитатель: «А как называются люди едущие в общественном транспорте одним словом?»
Ответы детей: (пассажиры).
Воспитатель: « Правильно! В транспорте ездят пассажиры. А автобусы, троллейбусы и трамваи называются городским общественным транспортом по перевозке пассажиров». Д/игра «Убери лишнее».
Воспитатель: «Автобусы, троллейбусы и трамваи движутся по городу быстро, останавливаются только в специально отведенных для этого местах. Подумайте и скажите, как они называются?».
- ответы детей. (Остановка)
Воспитатель: «А, как определить место остановки?».
- ответы и рассуждения детей.
Воспитатель: «Остановка – это специально отведенное место, где общественный транспорт останавливается, чтобы пассажиры могли выйти из автобуса или в него сесть. На каждой остановке есть специальный знак, посмотрите, как он выглядит (показ знаков)
Посмотрите и скажите, какую форму имеют эти знаки?
- ответы детей.
Воспитатель: «Какого они цвета? Что на них нарисовано?».
- ответы детей.
Воспитатель: «Правильно – это синие прямоугольники. Внутри которых расположен белый квадрат с изображением автобуса или трамвая».
Заяц: « Вот как здорово! Теперь и я, и ребята будут точно, знать, где можно ожидать посадки в автобус или трамвай. Воспитатель: А вот мы сейчас, это проверим. Давайте поиграем в игру «Подумай и ответь».
Заяц: В городе так много разных машин. Они все куда-то спешат, едут в разные стороны. Не понимаю, как только они не сталкиваются между собой?».
Воспитатель: «А для этого существуют специальные правила, которые знают все водители и пешеходы и им подчиняются. А главный помощник машинам и людям в дорожном движении – это светофор».
Заяц: «Что такое светофор?».
Ребенок: «Он и вежливый и строгий Он известен на весь мир Он на улице широкой Самый главный командир».
Ребенок: «Я глазищами моргаю Неустанно день и ночь Я всем людям помогаю И тебе хочу помочь. ( воспитатель показывает слайд с изображением светофора)
Воспитатель: «Знаешь, Зайка, светофор подает нам разные световые сигналы, а наши ребята уже хорошо знают, что нужно делать на красный, жёлтый, зелёный сигнал светофора».
Ребенок: Если свет зажегся красный, Значит, двигаться опасно!
Ребенок: Свет зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!».
(показ слайда с сигналами светофора).
Воспитатель: «А сейчас, чтобы Зайка лучше запомнил сигналы светофора, поиграем в игру «Светофор и пешеходы». Воспитатель: «Вот видишь, Зайка, сколько ты сегодня нового узнал. Расскажи всем лесным жителям о светофоре, о правилах дорожного движения, о городском транспорте, чтобы они знали и не боялись к нам приходить в гости.
Зайка: Вы знаете, я понял, Правила движения, все без исключения Знать должны: зверята – Зайцы и лисята, Барсуки и мишки, Умные детишки.
Воспитатель: «А на прощание мы приготовили тебе подарок. Дети дарят Зайчонку свои работы (аппликация по теме: «Автобус»). Анализ содержания материала Тема: « Городской общественный транспорт»
1) Компонентный:
а) понятийный:
Новые Понятие «остановка общественного транспорта» Опорные «общественный транспорт», «пешеход», «дорожное движение», «пассажир».
б) приемы работы:
Новые Знакомство со знаками, показ слайдов. Опорные Использование игровой ситуации, загадок, дидактической игры, художественного слова, подвижная игра. Цель: закрепить знакомые понятия, путем создания игровой ситуации. Ввести новое понятие «остановка общественного транспорта».
2) Технико-технологический:
Мягкая игрушка «Заяц». Картинки с изображением автобуса, троллейбуса, трамвая, изображение дорожных знаков, обозначающих места остановки общественного транспорта – трамвая и троллейбуса, слайды, аппаратура для просмотра слайдов.
3) Организационно-экономический:
- продуманная посадка детей во время занятия (полукругом), -отведение места для проведения подвижной игры. - безопасное, продуманное расположение аппаратуры для просмотра слайдов, с соблюдением норм техники безопасности. -мольберт для демонстрации картинок, . - подвижная игра «Светофор и пешеходы».
4) Логический:
Учить детей рассуждать, отвечать на вопросы воспитателя. Воспитательный: Формировать мотивационно-поведенческую культуру ребенка. Список использованной литературы
1. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. Под редакцией Р.Н. Минниханова, И А. Халиуллина. Г. Казань 1995г. 167 стр. 2. Агафонова В.К. Дети и дорожное движение. Л: Просвещение, 1978г. 3. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Сост. Степаненко Э.Я., Филенко М.Ф. М: Просвещение, 1979г. 4 Нойс Б.Л. Мама-пешеход. Казань. 1986г. 5 Чекан Р.В. Мы – пешеходы. Пособие по правилам дорожного движения для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Калининград 1983г. 6 Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Изучение правил дорожного движения. Книга для учителя. 1986г. 7 Правила дорожного движения РФ. Издательство «Русь – автокнига».2001г. 8 Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста/сост. Н.А.Извекова, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова.; Под. Ред. Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
Приложение № 1 Подвижная игра «Светофор и пешеходы». Дети встают в круг. В руках у воспитателя два бумажных круга (красный и зеленый). Воспитатель-светофор, дети-пешеходы. Воспитатель поочередно показывает детям кружки. На зеленый сигнал дети идут по кругу, на красный останавливаются. Варианты игры – Смена направления движения, ходьба по залу с изменением темпа движения.
|