Воспитатели: Апалькова Нина Алексеевна, Курченко Наталья Александровна Цель: передача педагогами-мастерами концептуальной и практической сторон собственной системы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Задачи: - популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога; - формирование осознанной потребности педагогов в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной реализации и развития творческих способностей в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; - повышение эффективности образовательного процесса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма путём использования вариативных форм и методов работы. Оборудование: - мультимедийная установка (проектор, экран); - мультимедийная презентация «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством использования продуктивных видов деятельности»; - пазлы мягконабивные «Три поросенка»; - клей-карандаш, манная крупа, черный картон; - машинки красные, желтые, зелёные; белая бумага для оригами; - цветные смайлики для проведения рефлексии. Сценарий мастер – класса
Скачать полный конспект
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без учёта возрастных особенностей детей. Поэтому главная задача воспитателей – доступно разъяснить ребенку правила дорожного движения, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Однако мало познакомить детей с правилами безопасного поведения на дороге, необходимо сформировать стойкие навыки использования этих знаний в практической деятельности. Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Для изучения уровня сформированности представлений дошкольников о правилах дорожного движения авторами опыта была использована методика А. И. Замалеевой. Анализ осуществлялся по следующим параметрам: 1.Проверка знаний о дорожной разметке и роли пешехода и регулировщика на дороге (3-4 года). 2.Методика «Продолжи предложение» (4-5 лет). 3.Тест «Проверь себя», (6-7 лет). Результаты диагностики показали: высокий уровень сформированности представлений дошкольников о правилах дорожного движения у 6% детей, средний у 20% и низкий у 74%. Педагоги пришли к выводу о необходимости использования дополнительных методов работы при изучении детьми правил безопасного поведения на дороге. При работе над данной проблемой, мы обнаружили противоречия: - между знанием правил дорожного движения и пренебрежительным отношением к их соблюдению со стороны всех участников дорожного движения; - между ответственностью родителей за жизнь детей и неправильными стереотипами поведения на дороге, преобладающими во взрослой среде; - между профилактикой детского дорожно - транспортного травматизма и удручающей статистикой детского травматизма на дорогах. Цель нашей работы по этой проблеме формирование у дошкольников стойких навыков безопасного поведения на дороге посредством продуктивных видов деятельности. Для реализации поставленной цели выделяются следующие задачи: - организация предметно-развивающей среды, способствующей активному использованию продуктивных видов деятельности в совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности дошкольников; - формирование у дошкольников первоначальных представлений о правилах безопасного поведения на улице и дороге; - развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной ситуации и построению адекватного безопасного поведения. Новизна педагогического опыта работы заключается в выборе наиболее действенных путей ознакомления дошкольников с правилами безопасного поведения на дороге – использование продуктивных видов деятельности. Мышление ребёнка – дошкольника наглядно-образное, поэтому при изучении правил дорожного движения воспитатели используют продуктивную деятельность. При помощи макета улицы города и дидактических игр создаём проблемные ситуации. Наилучший способ – подталкивать дошкольников к играм с машинками, сделанными своими руками из соленого теста. Ребёнку жалко ломать изделие собственного производства, поэтому он использует её в играх, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.), стараются не нарушать правила дорожного движения. Поскольку работа по формированию навыков безопасного поведения дошкольников на дороге посредством продуктивной деятельности была начата со средней группы детского сада, то задания детям давались самые элементарные. Например, сначала проведение прямых, вертикальных и горизонтальных линий при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем (нарисуй путь, по которому катится колобок; покажи путь Незнайке, нарисуй пешеходный переход). Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов (рисование дороги по которой едет машина). Более сложным является овладение рисованием округлых линий и замкнутых форм, что требует умения подчинять руку точному движению и контролю зрения, так как окончание линии должно привести к соединению ее с началом (изображение светофора, движение по кольцевой дороге). При этом знакомим детей с цветами светофора, линиями пешеходного перехода. Образовательный процесс в старшей группе направлен на совершенствование знаний правил дорожного движения и развитие способности анализировать дорожные ситуации, используя различные изобразительные средства. При рассматривании картин с изображением дорожных ситуаций воспитатели вводят игровой приём, развивающий наблюдательность и речь. Вопросы поискового характера «Кто больше увидит на картине?», «На что вы обратили внимание в первую очередь?», «Что могло произойти далее?», побуждают детей к наблюдательности и анализу ситуаций. Когда ребёнок говорит, что он больше ничего не видит, педагог побуждает его словами «А я вижу то-то, то-то», - тем самым подсказывая, что можно ещё что – то рассмотреть на картинке. Воспитатели поддерживают детей, учат их правильно называть знаки дорожного движения, помогая лучше понять суть дорожной ситуации. При рассматривании картин ребёнок очень часто говорит не о том, что он видит, а о том, что он вспомнил, в связи с изображением. Привнесение личного опыта в процесс работы с детьми играет очень большую роль, т.к. способствует развитию наблюдательности и анализу своих поступков. Так же педагоги предлагают детям сделать зарисовку или аппликацию жизненных впечатлений на листе бумаги. Усложнение учебных заданий обосновано дальнейшим развитием детей. Значительно расширяется их опыт; они приобретают много новых знаний благодаря наблюдению окружающей жизни, чтению художественной литературы, рассказам взрослых, пешим прогулкам и т. д. Для них становится возможным рисование на темы, связанные с непосредственным восприятием («Городской транспорт», «Символика цвета и формы»). Старшему дошкольнику доступны понимание и передача в рисунке изменений положения некоторых частей тела человека: поднятые руки, согнутые в коленях ноги (тема «Дети переходят дорогу» и др.). Умение создавать выразительный образ связано с развитием способности замечать характерные черты предметов (например, при рисовании улица полна опасностей). Если в средней группе для рисования с натуры подбирались предметы с симметричным расположением частей, то в старшей группе используется более сложная натура, иногда не имеющая симметрии. В подготовительной к школе группе завершается обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством продуктивной деятельности. Дети должны прийти в школу, владея первоначальными навыками безопасного дорожного движения, способностью оценивать дорожные ситуации, подстерегающие их опасности, уметь ориентироваться в пространственном окружении. У детей шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого. Изображения различных предметов закрепляются и совершенствуются в сюжетном рисовании. Так, в старшей группе детского сада, воспитатели совместно с детьми моделировали ситуацию «У Бабы Яги в лесу заболели зубы, и она полетела их лечить к стоматологу в город. Увидев большой поток автотранспорта, Баба Яга стала нарушать правила дорожного движения, да чуть не угодила под машину. Вовремя попала Баба Яга к детям в детский сад, после чего дети помогли Бабе Яге дойти до стоматолога, соблюдая и рассказывая правила дорожного движения…» воспитатели совместно с детьми внимательно анализировали ситуации, в которые попадал сказочный герой, отмечали, что нужно сделать далее, чтобы действия продолжались и закончились успешно. Моделирование этой ситуации привело к созданию рисованного фильма «Как дети детского сада «Ладушки» провожали Бабу Ягу к стоматологу», который в 2012-2013 учебном году занял 1 место в муниципальном конкурсе «Дорожной грамоте учимся с детства» В подготовительной к школе группе на основе имеющихся представлений о дорожных знаках дети рисуют уже сказ о том, как дорожные знаки поссорились, и какая путаница получилась вокруг. Этот рисованный фильм занял 1 место в 2013-2014 учебном году в муниципальном конкурсе «Дорожной грамоте учимся с детства». Рисование при помощи моделируемых дорожных ситуаций способствует развитию творческого воображения и закрепления знаний по ПДД. Для расширения возможностей организации работы с детьми воспитатели собственными руками изготовили макет улиц с перекрестками, дорожными знаками, светофорами, пазлы из мягконабивных тканей, книжку-помогайку «Колобок в стране дорожных знаков», серию картинок с фабульным развитием действий, многофункциональное дидактическое пособие «Весёлый светофор»; машинки из солёного теста. Самыми результативными оказались формы организации образовательного процесса, как: - моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций, где дети сначала моделируют ситуацию из самостоятельно изготовленных атрибутов, а затем изображают на бумаге; - самостоятельная работа в альбомах по рисованию, формирующая и развивающая познавательные процессы: анализ, сравнение, классификация; - коллективная продуктивная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде (с использованием таких изобразительных техник, как пластилинография, аппликация); Эффективное взаимодействие с родителями направленное на формирование у дошкольников осознанных навыков безопасного поведения на дороге привело к созданию: -выставки совместных работ «За безопасность дорожного движения всей семьёй»; -сочинение и иллюстрирование сказок на тему дорожного движения; - изготовление совместных макетов «Дорога и дети»; - конкурс «Семейный плакат по правилам дорожного движения»; - составление маршрута «Безопасная дорога от детского сада до дома»; Разработаны памятки для родителей, подготовлены буклеты. В группе разработана тематика консультаций для родителей о вопросах изучения с детьми правил дорожного движения. Результаты промежуточной диагностики позволяют сделать вывод об итогах работы: · Дошкольники с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением правил дорожного движения. · Дети проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения. · Дошкольники могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях. Имитационная игра Уважаемые коллеги! А сейчас мы вместе с Вами немного поиграем. Я предлагаю Вашему вниманию сказку на новый лад из мягконабивных пазлов «Три поросёнка». Свою сказку мы сделали сами из ткани и поролона. Для Вас приготовлены вот такие пазлы: яркие, необычные, объёмные, таких не отыщешь в магазине. Ваша задача — собрать пазлы в правильном порядке с прослеживанием сюжета. А теперь расскажите свою сказку про «Трёх поросят». С целью формирования целостной картины о навыках безопасного поведения на улице и в транспорте предлагаю Вам рассмотреть проблемные ситуации, сделанные в технике аппликации тканью «Найди опасность», определить, кто нарушает правила дорожного движения, и аргументировать свой ответ. Моделирование А сейчас мы с Вами будем рисовать … клеем и манной крупой на черном листе картона. Я прошу Вас взять клей-карандаш в руки, и приготовится рисовать сказку, которую я вам буду рассказывать. Одну простую сказку, А может и не сказку, А может быть, мы правила, Хотим Вам рассказать. Их все мы помним с детства, А может быть, не с детства, А может быть, с пелёнок Их будем вспоминать. Один простой мальчишка, А может быть, девчонка, Решили на дороге Немного поиграть. Но едет вдруг машина, А может, не машина, А может быть автобус, а может, иномарка Крутая пронеслась. Ребёнок испугался, Конечно, растерялся, А мячик укатился - И прямо под трамвай. Не бегайте, не прыгайте, Не стойте, не зевайте, И на проезжей части Ты лучше не играй! А сейчас я Вам предлагаю взять манную крупу и посыпать ею поверх вашего рисунка. Итак, волшебство начинается! Оценка педагогом работ при помощи красных, желтых и зелёных машинок (самый оригинальный рисунок, самый яркий, самый сказочный, самый творческий и т.п.). Мы оценивали Ваши работы цветными машинками, а сейчас я Вам предлагаю сделать машины из простого белого листа бумаги при помощи техники оригами. Объяснение выполнения. Надеемся, что использование различных продуктивных видов деятельности помогут Вам активизировать Ваших воспитанников при изучении правил дорожного движения. Рефлексия У Вас на столах имеются смайлики красного, желтого и зелёного цветов. Если наши формы работы с применением продуктивных видов деятельности Вам интересны и понятны, поднимите зелёный смайлик. Если Вам не совсем понятно – поднимите желтый смайлик. Если Вам не интересно и не понятно — поднимите красный смайлик. Спасибо за внимание!
|