Использование технологии ТРИЗ в процессе ознакомления дошкольников с ОВЗ с основными правилами дорожного движения |
ПДД детям | |||||||||
Автор: Глотова Зоя Ивановна | |||||||||
24.12.2024 10:51 | |||||||||
Использование технологии ТРИЗ в процессе ознакомления дошкольников с ОВЗ с основными правилами дорожного движения (из опыта работы) Технология ТРИЗ позволяет использовать нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию «думающего» человека. Основным методом при использовании этой технологии является метод «мозгового штурма». Его суть состоит в том, что воспитанники сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их. Педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения на занятиях по ПДД с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ активно применяют тризовские методы и приемы, которые направлены на осуществление педагогического поиска, выявление противоречий в объекте и их разрешение.
Например: беседу с детьми о работе светофора начинаем с вопроса: «Что было бы, если б в городах не было светофоров?». Дети предлагают свои варианты суждений. Затем спрашиваем: «Для чего нужен светофор? Чем полезен светофор? Чем светофор неудобен? Почему светофор трёхглазый? Может ли он быть деревянным?». Далее проводим экспериментирование или игровой тренинг, во время которых выясняем функции светофора, как средства регулирования движения пешеходов и транспорта на перекрёстках. Такие занятия проводятся нами как поисковые. Следующий этап – это выявление противоречий в объекте, явлении или «тайна двойного». Рассуждаем с детьми о том, что в предмете (объекте) хорошего, а что плохого, что вредно, а что полезно. Проводим этот этап в виде игры «Хорошо – плохо». Например: автомобиль – это хорошо, потому что перевозит людей и грузы; удобное средство передвижения, скоростной, красивый. Но автомобиль – это плохо, потому что на нем опасно ездить, если не соблюдать правила дорожного движения, можно попасть в автомобильную катастрофу; он ломается, загрязняет воздух, потому что заправляется бензином, может взорваться и т. д.. Побуждаем воспитанников находить противоречия в том или ином объекте, явлении, учим их разрешать. Главным достоинством тризовского метода «системный оператор» является то, что при его использовании дошкольники учатся системно мыслить (часть – целое), устанавливать причинно – следственные связи, закономерности их развития и проявления. Системой может быть предмет, объект или процесс, предназначенный для какой-то цели, выполнения нужного действия. Например: система «пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге; подсистема (часть) – взрослые и дети (мальчики, девочки, женщины, мужчины); надсистема – все люди и т. д. Для развития системного мышления воспитанников используем интеллектуальные игры: «Целое и его части», «Да – нет», «Разбери предмет на части», «Ты мой кусочек», «Найди лишнее слово», «Четвёртый лишний», «Назови одним словом» и другие. Метод «мозговой штурм» позволяет получить максимальное количество новых идей от воспитанников в минимальное время и снять психологическое напряжение. Особенность проведения «мозгового штурма» с детьми состоит в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их. Примерные вопросы для обсуждения:
Тризовский метод «фокальных объектов» позволяет не только закрепить системное видение ребёнком окружающего мира, но и умение придумать что – либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта, свойства одного предмета переносить на другой, но только в фантастической обстановке. Этот метод предоставляет возможность воспитанникам составить рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения; проанализировать художественное произведение или картину (игра «Транспорт для друзей»). Сознательное отношение к изучению основных правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма формирует приём – эмпатия (личная аналогия), как наиболее доступный вид для понимания детьми дошкольного возраста. В основе эмпатии лежит принцип отождествления себя с рассматриваемым или представляемым предметом. Главный смысл эмпатии: войти в роль кого-либо или чего-либо. Мы предлагаем детям представить себя на месте наблюдаемого предмета: - «А что будет, если ты превратишься в светофор (в автобус, грузовую машину …)? О чём ты будешь мечтать? С кем бы ты подружился? Какие советы ты бы дал пешеходам, транспортным средствам? Что бы изменил в правилах дорожного движения, дорожной ситуации?». Благодаря используемой технологии ТРИЗ воспитанники испытывают радость успеха при решении изобретательских задач, у них создается внутренняя мотивация к освоению новых знаний, исчезает страх перед дорожными проблемными ситуациями, снижается фактор тревожности ребенка, а значит, увеличивается степень устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах. Игровая обучающая ситуация «Хорошо — плохо» Цель: учить дошкольников системно мыслить, устанавливать причинно – следственные связи. Задачи: Коррекционно – образовательные;
Коррекционно – развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: предметные картинки с изображением транспорта, магнитная доска, игрушки – транспорт. Словарная работа: транспортное средство, грузовик, сигнал, свойства предметов, аварийная ситуация, выхлопные газы, пожарная, грузовой, специальный, заправляется, загрязняет, передвигается, перевозит. Ход игры:
|