Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности организации предметно-пространственной среды в ДОУ как одно из условий успешности развития детей с ОВЗ.
ПДД детям
Автор: Канищева Наталья Владимировна Чумаченко Евгения Юрьевна Карачевцева Ирина Николаевна Ломоносова Зоя Викторовна   
22.11.2024 05:53

Особенности организации предметно-пространственной среды в ДОУ как одно из условий успешности развития детей с ОВЗ.Особенности организации предметно-пространственной среды в ДОУ как одно из условий успешности развития детей с ОВЗ.

В России уже больше 12 лет действует Федеральный закон об образовании РФ, согласно которому каждый ребенок имеет равные права на получение качественного дошкольного образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом внимании и заботе, специальных условиях для полноценного развития и обучения. По этой причине перед современным образованием поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В дошкольном образовательном учреждении (ДОО) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) особое внимание уделяется организации предметно-пространственной среды. Это одно из ключевых условий успешного развития детей с ОВЗ. Поэтому, в ДОУ создана специальная образовательная среда для развития детей с ограниченными возможностями здоровья (OВЗ), воспитательный и образовательный процесс выстраивается таким образом, чтобы дети с OВЗ были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми.

 

Владимир Владимирович Путин говорил: «Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Важно также адаптировать правила работы наших социальных, информационных и других служб под потребности таких людей». Исходя из этого, можно сделать вывод, что организация жизни детей с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от того, насколько грамотно создана окружающая среда. Она не только способствует общему развитию ребёнка, но и помогает ему преодолеть трудности, связанные с психофизическими особенностями.

Развивающая среда — это пространство, наполненное разнообразными объектами, которые стимулируют детей к самостоятельной деятельности, развивают их мышление, логику и воображение. Она способствует гармоничному развитию личности, помогая детям раскрыть свой потенциал. Уделяется особое внимание организации предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Педагоги ДОУ работают с детьми разного уровня развития, находящимися в одном информационном поле, стремятся создать такую среду, которая позволит каждому ребёнку развиваться в соответствии со своими возможностями, интересами и уровнем активности.

Важным аспектом подхода является интеграция различных образовательных технологий. Это позволяет более глубоко вовлечь детей в образовательный процесс и обеспечить их активное участие. Развивающее пространство в детском саду может изменяться в зависимости от конкретных задач. Оно должно быть подвижным, доступным, разнообразным в использовании и разделено на определённые пространства и центры. Игры и пособия находятся в свободном доступе, чтобы дети могли самостоятельно выбирать то, что им интересно. В соответствии с календарным и тематическим планами образовательная среда периодически меняется, насыщаясь соответствующими пособиями, игровым и образовательным материалом. Всё это соответствует нормам безопасности и возрасту детей группы.

Педагоги регулярно проводят диагностики и мониторинги для оценивания прогресса детей. Это позволяет адаптировать среду под изменяющиеся потребности и корректировать образовательные стратегии в соответствии с изменениямив состоянии детей.

Правильная организация предметно-пространственной среды в детском саду становится основой для успешного и гармоничного развития детей с ОВЗ. Она позволяет им раскрыть свой потенциал и активно участвовать в общественной жизни.

При создании коррекционно-развивающей образовательной среды в дошкольном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) мы руководствуемся принципами, рекомендованными Федеральным государственным образовательным стандартом:

  1. Принцип развития. Этот принцип подразумевает, что развитие личности ребёнка должно быть целостным и гармоничным. Мы стремимся к тому, чтобы ребёнок был готов к дальнейшему развитию, а также чтобы все стороны его личностиразвивались взаимосвязано.
  2. Принцип природосообразности воспитания. Мы учитываем биологическую и социальную природу ребёнка с ОВЗ, понимаем сложность его внутренней природы и выраженность особенностей в развитии. Это помогает нам создавать условия, которые соответствуют потребностям и возможностям каждого ребёнка.
  3. Принцип психологической комфортности. Мы стремимся создать для детей благоприятный микроклимат общения, который будет стимулировать их активность. Важно, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и эмоционально благополучным.
  4. Принцип взаимодействия. Мы устанавливаем положительные отношения между всеми участниками педагогического процесса: педагогами, детьми и их родителями. Воспитатель выступает как равноправный партнёр и сотрудник в этом взаимодействии.
  5. Принцип доверительного сотрудничества. Мы сотрудничаем с детьми, а не давим на них. В нашем взаимодействии мы открыты, искренни и стремимся к сотрудничеству, а не к контролю.
  6. Принцип обучения деятельности. Мы учим детей ставить цели и реализовывать их. В дальнейшем это поможет им быть готовыми к самостоятельному познанию.
  7. Принцип здоровьесбережения. Мы заботимся о душевном состоянии ребёнка, его психофизическом благополучии. Мы стремимся создать условия, которые обеспечат психологический комфорт и устранят факторы, негативно влияющие на соматическое и психическое здоровье ребёнка.

При создании предметно-развивающей среды в детском саду учитываются различные факторы, такие как:

  • особенности психического развития детей;
  • показатели их здоровья;
  • психолого-физиологические особенности;
  • уровень общего развития;
  • коммуникативные особенности и речевое развитие;
  • эмоциональное благополучие.

Педагоги стремятся к тому, чтобы предметно-развивающая среда была коррекционно направленной и соответствовала определённым требованиям:

  1. Материалы, окружающие ребёнка в детском саду, должны быть разнообразными, доступными, безопасными и функциональными.
  2. Предметная развивающая среда должна обеспечивать условия для полноценного развития всех видов детской деятельности, в том числе и коррекционно-компенсаторной.
  3. Содержание среды нашего учреждения основано на системно-деятельностном подходе и ориентировано на развитие ребёнка, а также на становление его индивидуальных способностей.
  4. Оборудование помещений учреждения не только функционально, но и эстетически привлекательно. Пространство групп разделено на зоны и уголки, оснащённые большим количеством развивающих материалов.
  5. Размещение оборудования по зонам позволяет детям объединяться в подгруппы по общим интересам: конструированию, рисованию, ручному труду, театрально-игровой деятельности, экспериментированию. Дидактические игры и пособия, а также игрушки обеспечивают максимальный развивающий эффект для детей.

Комната психоэмоциональной разгрузки (сенсорная комната)

Современный ритм жизни, обилие информации, с которой сталкиваются дети дошкольного возраста, и высокие требования в образовании могут привести к психоэмоциональному истощению. Дети становятся более капризными и чувствительными к внешним раздражителям. А у детей с ограниченными возможностями здоровья утомляемость наступает быстрее.

Чтобы помочь детям справиться с этими проблемами, в нашем саду создана специальная развивающая среда -сенсорная комната. Её преимущество в том, что она позволяет проводить комплексную коррекцию.

Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерны моторные трудности и замедленное формирование памяти.

Поэтому нам необходимо развивать их сенсорные способности, используя различные наглядные средства и пособия.

Работа с песком и рисование на световых столах вызывают эмоциональный отклик у детей, особенно у тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья. Занятия в сенсорной комнате также хорошо помогают импульсивным детям справиться с напряжением.

Оборудование сенсорной комнаты предназначено для развития психических процессов детей, их интеллектуального развития и активизации вестибулярных рецепторов. В сенсорной комнате есть сенсорный уголок, «звёздный дождь», «звёздное небо», сенсорные панели, светомузыкальный бассейн, оборудование для игр с песком, тактильные панели, световая пушка и кресла-подушки.

Центр цифрового развития и конструирования

В нашем детском саду работает «Центр цифрового развития», который помогает детям развиваться в области конструирования и робототехники. Мы верим, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны получать базовые знания и навыки в научно-технической сфере ещё в дошкольном возрасте. Это поможет им комфортно чувствовать себя в новом мире и легче разбираться с новыми технологиями. А ведь это очень перспективная сфера для будущей профессии!

Конструирование и программирование в нашем центре проводятся в доступной игровой форме — от простого к сложному. Работа с конструктором побуждает детей работать не только руками, но и головой. При этом активно работают оба полушария головного мозга, что способствует всестороннему развитию ребёнка.

В процессе совместного конструирования дети учатся решать проблемы, слушать и учитывать мнения других, находить компромиссы. Это очень важно для их дальнейшего социализированного развития.

Кроме того, делаем акцент на использовании современных технологий, таких как 3D-моделирование и робототехника. Помогая детям овладеть этими навыками через игровую деятельность, мы не только развиваем их когнитивные способности, но и формируем интерес к научным дисциплинам. А это создаёт предпосылки для успешной интеграции в образовательную среду в будущем.

Сюжетно-ролевые игры и уголки театрализованной деятельности

Ведущая деятельность детей дошкольного возраста -это игра. В игре дети могут быть более открытыми, расслабленными и проявить себя. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) социально-коммуникативное развитие является особенно важным направлением, особенно в контексте коррекции и развития эмоционально-волевой сферы.

Сюжетно-ролевые игры — это игры, в которых дети учатся взаимодействовать друг с другом, брать на себя определённые роли, общаться, выражать свои мысли и желания, а также устанавливать правила игры и придерживаться их. Эти игры помогают детям перейти от мира детей к миру взрослых, где всё взаимосвязано. В процессе игры дети «примеряют» поведение и действия окружающих взрослых.

Сюжетно-ролевые игры способствуют стабилизации эмоционального состояния и поведения детей, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности и социально-бытовой ориентации. В группах для детей с ОВЗ есть специальные уголки для сюжетно-ролевых игр, такие как «Магазин», «Дом», «Больница», «Парикмахерская», «Автомастерская» и другие. В этих уголках дети могут самовыражаться, выбирать себе подходящую роль и развивать коммуникативные и социально-бытовыенавыки.

В каждой группе детского сада (ДОО) также есть уголки с разными видами театров: театр масок, настольный театр, пальчиковый театр, театр из солёного теста, куклы бибабо и теневой театр. Дети с ОВЗ могут свободно выбирать вид театра, чтобы обыграть сказочный сюжет или сюжет по своему замыслу.

Коррекция речевого развития: логопедические кабинеты

Учителя-логопеды используют программное обеспечение «Логопедическое обследование» В. М. Акименко и «1С: Дошкольная психодиагностика. Базовая версия» для обследования уровня речевого развития детей. Эти программы позволяют фиксировать, сохранять и анализировать полученные данные.

С их помощью можно создать протокол обследования, выявить индивидуальную динамику развития ребёнка и автоматизировать заполнение речевой карты. Использование программного обеспечения сокращает время на обследование детей и заполнение документации, что позволяет проводить обследование большего количества детей за тот же период времени.

На логопедических занятиях активно применяются интерактивные игры, направленные на обучение грамоте, развитие мелкой моторики, импрессивного и экспрессивного словаря, а также лексико-грамматических категорий. Это развивающе-коррекционные комплексы с видеобиоуправлением, такие как «Игры с Тимом», «Буквы. Цифры. Цвет», «Возьми и сделай», «Тимокко».

В группах оборудованы речевые уголки, где находятся зеркала для мимической и артикуляционной гимнастики. Также подобран наглядно-иллюстрационный материал по лексическим темам и по автоматизации и дифференциации звуков.

Для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания, ручного праксиса, зрительной памяти и фонематического слуха приобретены специальные игры и пособия. Дети с удовольствием играют в различные речевые игры, которые помогают им развивать свои речевые навыки.

Использование ИКТ технологий

В нашем учреждении мы считаем наиболее эффективными такие формы организации работы, которые включают использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе.

Использование мультимедийных технологий позволяет нам рационально распределить рабочее время и сделать обучение интересным и разнообразным. Это не только увлекает дошкольников интересным материалом, но и даёт нам возможность по-новому взглянуть на процесс обучения.

На своих занятиях используем различные интерактивные технологии:

  • интерактивные игры для обучения грамоте, развития мелкой моторики, расширения словарного запаса, формирования математических представлений;
  • развивающе-коррекционные комплексы с видеобиоуправлением;
  • интерактивный мультимедийный логопедический комплекс-стол;
  • комплексдля мозжечковой стимуляции;
  • коррекционно-диагностические программы для конструктивной деятельности;
  • интерактивные доска, пол и стол;
  • интерактивный стол для рисования песком

Понимаем, что ИКТ не должны использоваться на каждом занятии, поскольку частое использование мультимедийных технологий может привести к потере интереса детей к таким занятиям. Однако, несмотря на положительный потенциал современных ИКТ для обучения, они не могут и не должны заменить живое общение педагога с ребёнком.

Физкультурный зал и тренажёрный зал.

Вдетском саду созданы все условия для развития и коррекции физических особенностей детей. Для этого у нас есть физкультурный зал и тренажёрный зал.

В этих помещениях проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия, на которых дети развивают двигательную активность, учатся выполнять основные движения (прыжки, бег, ходьбу, метание и другие), а также развивают выносливость, ловкость, скорость и силу. Кроме того, мы помогаем детям научиться уважать и бережно относиться к своему здоровью.

В физкультурном зале есть всё необходимое оборудование для проведения структурированных занятий: маты, мячи, «кочки», скакалки, обручи, мостики для переступания и перелезания, сенсорные мешочки, сенсорные дорожки, доски для равновесия и палки для метания.

В тренажёрном зале дети могут получить дополнительную помощь в физическом развитии и коррекции. Здесь есть оборудование для индивидуальной работы с детьми, а также различные тренажёры: степпер, твистер, гребной тренажёр, велотренажёр, скамья под штангу со штангой, «бегущий по волнам», беговая дорожка и полусфера.

Практика детского сада показывает, что использование стандартного и нестандартного игрового оборудования на групповых физкультурных занятиях и индивидуальных занятиях в зале даёт положительный результат в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Вывод

Таким образом, целостный подход к обучению и развитию детей с ОВЗ, включающий коррекционную направленность и разнообразие методик, обеспечивает создание безопасной и вдохновляющей образовательной среды. Мы стремимся предоставить каждому ребёнку возможность раскрыть свои способности и подготовить его к успешной жизни в обществе.

Списокиспользуемойлитературы:

  1. Демихова Л.Ю. «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО: методические рекомендации. ФГОС ДО». Издательство ТЦ Сфера, 2019.
  2. Крежевских, О.В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации / О.В. Крежевских. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2019. ‒ 165 с.
  3. Недвецкая, Т.М. Создание здоровьесберегающей и безопасной образовательной среды в современном учреждении дошкольного образования Т.М. Недвецкая // Пралеска. – 2018. – № 10. – С. 17–23.
  4. ШакироваЕ. В. «Модели организации развивающей предметнопространственной среды детского сада от 2 до 7 лет. ФГОС». Детство-Пресс, 2019.
  5. https: //infourok. ru/obobshenie-opyta-raboty-po-teme-igra-kak-sredstvo-obsheniya-doshkolnikov-6123418. html
  6. https: //www. defectologiya. pro/zhurnal/formirovanie_razvivayushhej_predmetno_prostranstvennoj_sredyi_dlya_detej_s_ovz_v_usloviyax_realizaczii_fgos_dou/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год