Сущность понятия «правила дорожного движения» в психолого-педагогической литературе |
ПДД детям | |||
Автор: Ануфриева Ольга Ивановна Берникова Яна Сергеевна Герман Людмила Анатольевна | |||
23.07.2024 07:52 | |||
Сущность понятия «правила дорожного движения» в психолого-педагогической литературе Составители:
Проблема формирования представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста тесно связана с вопросами, раскрывающими понятия «правила дорожного движения». Данное понятие следует рассматривать гораздо шире т.к. оно тесно переплетается с такими понятиями как «опасность», «безопасность», «опасное поведение», «безопасное поведение». Исследуя сущность понятия «правила дорожного движения» в психолого-педагогической литературе, мы рассмотрели точки зрения на данное понятие различных авторов.
В современной психолого-педагогической литературе, например по мнению В.С. Черемнова, правила дорожного движения – это свод правил, регулирующих обязан-ности участников дорожного движения (водителей транспортных средств, пассажиров, пешеходов и т. д), а также технические требования, предъявляемые к транспортным сред-ствам для обеспечения требования, предъявляемые к транспортным средствам для обес-печения безопасности дорожного движения. А. Н. Галкин говорил что, дорожное движение – это со-совокупность обществен-ных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Транспорт создан для того, что бы облегчить жизнь человеку. Но к сожалению бывают моменты когда он представляет большую опасность для человека. Именно поэтому все должны соблюдать правила до-рожного движения. Извекова, Н.А писала, что правило – это постановление, предписание устанавли-вающее порядок чего-нибудь. Правила существуют практически везде: на улицах, в школе, в театре, дома, в магазинах. Требования Правил дорожного движения распространяются на водителей, а также других участников дорожного движения в любых местах, где оно возможно и где оно осуществляется. К таким местам относятся: улицы, дворовые площадки, переулки, проселочные дороги, парки, салоны автомобилей и т.д.. Правила определяют обязанности участников дорожного движения, формируют умения читать разметку на проезжей части, понимать значение светофора, знать ируководствоваться дорожными знаками и т.д. Человек, умеющий пользоваться дорожными подсказками, находится в безопасности. Говоря о безопасности как проблеме современного детского сада, А.В. Гуревич включает в понятие «опасность» вещи, предметы и явления, которые при определенных условиях способны вызвать и причинить человеку какой-нибудь вред, стать причиной травм и заболеваний, принято называть опасностями [8]. В научной литературе существует огромное количество различных определений понятия «безопасность». Изначально самостоятельного понятия «безопасность» как тако-вого не существовало, долгое время оно входило и было неразрывно связано общими по-нятиями медицины, экологии и других естественных наук. В дальнейшем с интенсивным техническим развитием встал вопрос о самостоятельности понятия «безопасность» и фор-мирования его в отдельную науку. В словаре С.И. Ожегова термин «безопасность» тракту-ется как: «Состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности», то есть понятие «безопасность» связывается напрямую только с потенциальными жертвами опасности. [23]. В педагогике под безопасностью принято понимать «состояние защищѐнности жизненно-важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенци-ально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз» В психологии под безопасностью понимается «состояние человека или характери-стика соответствующей обстановки, в которой человек чувствует себя достаточно ком-фортно, не боится говорить, то, что думает, и делать то, что ему хочется делать в данный момент времени». Абсолютная безопасность, как состояние полной защищенность жизненно важных интересов индивида от любых внешних и внутренних угроз, невозможна в реальном мире. В жизни всегда существуют определенные риски. При этом уровень безопасности соответствует возможности управления этими рисками. Управляемость рисками обеспечивается безопасным поведением, деятельностью, нацеленной на управление рисками и предотвращение потенциального вреда. С понятием «безопасность» тесно связано понятие «безопасное поведе-ние». С точки зрения А.И. Садретдиновой: «Безопасное поведение человека представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществ-ляющих относительно безопасный контакт индивида с окружающими условиями, опо-средствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит со-хранение и развитие их жизни, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных инте-ресов и достижение значимых целей». Безопасность следует рассматривать не столько как отсутствие реальной опасности, но как результат адекватной оценки среды, способность занять наиболее бла-гоприятную для себя позицию и гибко реагировать на изменения среды. Безопасное пове-дение – это поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям. Кроме того, безопасное поведение включает от-ветственное отношение к своей жизни. Главной целью воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения, по мнению Старцевой О.Ю. является не столько обучение правилам дорожного движения, сколько в формировании и развитии у них необходимых навыков и положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице. При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче он будет усваивать знания по дорожной тематике в дошкольном учреждении. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.). Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Особенно важно развитие сознательного отношения к своим и чужим поступкам, то есть понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. В своем исследовании Л.С. Выготский пишет о том, что в дошкольном возрасте дети овладевают навыками социального общения, культурного взаимодействия, имеют общие представления о мире, о себе, достаточные навыки самообслуживания и опыт взаимопомощи. Основы безопасности поведения закладываются в старшем дошкольном возрасте в интерпсихической форме (через взаимодействие с взрослыми, сверстниками, через на-блюдение жизненных ситуаций), – считает И.А. Баева. Ребенок пока еще не в полной ме-ре способен к ответственности за свои поступки, но уже понимает, что хорошо или плохо для него. Поэтому понятие опасности, если ему раскрыть его сущность, легко встраивает-ся в индивидуальную систему ценностей ребенка и занимает в ней очень важное место, т.е. безопасность как ценность переходит из внешнего, предметного мира во внутреннюю форму. О чувстве ответственности у ребенка пишет В.С. Мухина, указывая на то, что, хотя потребность вести себя по правилам и приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответственности наилучшим образом раскрывается в присутствии взрослого. Более того, ответственное и безопасное поведение ассоциируется у ребенка с ро-лью взрослого. Ощущение своего взросления он способен связывать с проявлениями безопасного поведение, если такая модель ему знакома. Для этого очень важен пример безопасного поведения, демонстрируемый близкими, значимыми для ребенка взрослыми, их поддержка и одобрение при попытках продемонстрировать безопасное поведение. Ес-ли же ребенок остается без присмотра взрослых, он может безответственно относиться к опасностям, – отмечает Н.М. Кузнецова. В целом же, безопасное поведение ребенка старшего дошкольного возраста являет-ся скорее проявлением исполнительности, организованности, чем ответственности. Безопасность дорожного движения представляет собой избежание дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Соответственно, правила дорожной безопасности – это основной документ, который самым подробным образом описывает условия безопасного движения для всех его участников, и регламентирует каждое действие, происходящее на дороге. Поэтому, знание и соблюдение правил дорожного движения в 90% гарантирует безопасность дорожного движения. 10% отводится обстоятельствам непреодолимой силы: внезапное заболевание или стихийные бедствия Представления о правилах дорожного движения включает в себя понимание опасности дорожного движения, транспортных средств, представления о своде правил, регулирующих обязанности участников дорожного движения (водителей транспортных средств, пассажиров, пешеходов и так далее), осторожное поведение с соблюдение правил дорожного движения. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Рассмотрим причины детского дорожно-транспортного травматизма:
Статистика и ее выводах отмечается, что большинство дорожно-транспортных происшествий происходят по неосторожности детей, халатности родителей, из-за несо-блюдения или незнания правил дорожного движения. Ребенок не может, не в состоянии физиологически и психически обеспечить свою безопасность. Объясняется это тем, что дети не умеют еще в должной степени управ-лятьсвоим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до прибли-жающейся машины и ее скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возмож-ность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому дошкольники выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой, считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять игру. Безопасное поведение ребенка на дороге определяется уровнем развития у него психофизиологических особенностей поведения, что отражается на его подготовленности к самостоятельному дорожному движению. Таким образом, в своем исследовании под безопасным поведением мы понимаем такое поведение, безопасность которого является не только результатом полученных представлений о ПДД и усвоенных навыков, но и совокупностью личностных характери-стик, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность. В свою очередь, под безопасным поведением ребенка дошкольного возраста мы понимаем состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития его личности в обществе, государстве. Правила дорожного движения – это нормативный документ, в котором наиболее полно раскрываются условия организации дорожной безопасности при движении и регламентируются все действия, происходящие на дороге. Представления о правилах дорожного движения – это представления о сознатель-ном отношении к выполнению правил дорожного движения, потребность и мотивации к безопасному поведению, представления об основных правилах дорожного движения и необходимости их соблюдения. Безопасность – это не заучивание правил, а формирование безопасного образа жизни – ребенок учится правильно существовать в огромном мире, познавая его, избегать опасностей, а не провоцировать их. Список использованных источников
|