Тематическая папка — лэпбук «Дорожная Азбука» |
ПДД детям | |||
Автор: Дельцова Елена Алексеевна | |||
29.08.2023 10:26 | |||
Тематическая папка — лэпбук «Дорожная Азбука» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Светлячок» Подготовила: воспитатель 1 кв. категории Дельцова Е. А. г.о. Семеновский2022 Актуальность: Актуальность данного пособия обусловлена детским травматизмом при несоблюдении правил дорожного движения и это остается одной из самых болезненных проблем в наше время. Актуальность обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения не вызывает сомнений. Помочь детям освоить правила безопасного движения должны, конечно же мы, взрослые. У дошкольников отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать, что то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями. В дошкольном возрасте необходимо изучать правила дорожного движения, формировать у детей навыки безопасного поведения на улицах, культурного поведения в транспорте, на улице.
Аннотация: Дидактическое пособие лэпбук «Дорожная Азбука» представляет собой картонную книжку – раскладушку формата А3, обклеенную цветной самоклеящейся бумагой, на страницахкнижки — раскладушки имеются различные кармашки с карточками, в которых собрана информация по теме с учётом возраста детей и их интересов, а так же интересный элементы, такие как горизонтальное поле формата А3 с изображением дороги на которой можно размещать как знаки дорожного движения так и машины. Машины и знаки дорожного движения, находятся в коробочках, на которых изображены импровизированные многоэтажные дома. Данное пособиеохотно и легко применяется детьми и дает возможность в доступной форме понять и освоить правила дорожного движения. Содержание лэпбука возможно пополнять и усложнять. Пояснительная записка: Дидактическое пособие лэпбук «Дорожная Азбука» предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Данное пособие является средство развивающего обучения и содержит материал для организации самостоятельной и коллективной творческой деятельности детей с использованием разных игровых технологий. Цель: Создание условий для расширения представления детейстаршего дошкольного возраста о правилах безопасного дорожногодвижения. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
В лэпбуке собраны материалы о ПДД для развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста. В него входит 14 развивающих заданий:
Данный раздел представляет собой кармашки, в которых собраны дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса) и находится на правом развороте книги. Цель: Формирование умения различать дорожные знаки; привитие навыков безопасного поведения на дорогах; закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Варианты игры с дорожными знаками: Дидактическая игра «Кто быстрее найдет свои знаки» Цель: Развитие памяти, объяснительной речи. Задание: Нужно разделить знаки по принадлежности на 3 группы: 1-предупреждающие знаки 2- запрещающие знаки 3- знаки сервиса Ход игры: Дети выбирают знаки своей группы и рассказывают, какие знаки они выбрали. 1-наши знаки запрещающие: «Стоянка запрещена», «Остановка запрещена», «Движение пешеходов запрещено», " Движение запрещено", " Въезд запрещен" 2—наши знаки предупреждающие: «Железнодорожный переезд», «Перекресток», «Дорожные работы», " Дети", " Искусственная неровность". 3—наши знаки предписывающие: «Пешеходный переход», «Жилая зона». 4—наши знаки сервиса: «Больница», «Телефон», «Заправочная станция», " Место стоянки", " Место отдыха", " Гостиница", " Автозаправочная станция", " Пункт питания", " Пункт первой помощи". 2. «Загадки» Данный раздел представляет карточки в виде машины, на страницах которых подобраны загадки о правилах ПДД. Цель: Создание условий для обучения детей умению соотносить речевую форму описания дорожных правил с их графическим изображением. Задачи: воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку. Задание: Воспитатель читает загадку, дети отгадывают. 3. «Дорожные сказки» Данный раздел представляет собой картотеку сказок по ПДД. Цель: Расширять знания детей о безопасности на дороге через ознакомление с художественной литературой. Задачи: формирование умение у детей внимательно слушать произведение, отвечать навопросы по содержанию, запоминать последовательность развития сюжета. Задание: Воспитатель читает сказку, дети прослушав до конца, отвечают на вопросы воспитателя. 4. «Правила поведения на дороге» Данный раздел представляет книжку иллюстрированную с дорожными ситуациями. Цель: Создание условий для развития познавательного интереса при изучении правил безопасного поведения на дорогах; Задача: формировать умение ориентироваться в проблемной ситуации на улице города, а также закреплять правила дорожного движения. Задание: На первом этапе дети совместно со взрослыми рассматриваютситуацию, обсуждают, на втором этапе дети самостоятельно описывают ситуацию, находят ошибки и предлагают пути их исправления. 5. «Мнемодорожки» Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат карточки смнемодорожками на тему «ПДД» Цель: Создание условий для активизации мыслительной и познавательной деятельности детей в процессе изучения материала по теме «ПДД» через решение мнемодорожек. Задание: Ребенку предлагается разгадать и прочитать мнемодорожку. Карточки предложенныхмнемодорожек, связаны с темой «Дорожное движение». 6. «Можно и Нельзя». Данный раздел представляетсобой кармашек, в которой находятся обучающие карточки с правиламибезопасного дорожного движения на дороге и в транспорте. Цель: Создание условий для систематизации знаний детей о правилах дорожного движения, о дорожных знаках, пешеходном переходе, светофоре. Задачи: Способствовать умению применять полученные знания в нестандартной ситуации; оценивать правильность и неправильность поступков детей в тех или иных ситуациях. Задание: Рассмотреть внимательно картинку и оценить правильность и неправильность поступков изображенных героев. Обсудить данную ситуацию. 7. «Транспорт». Данный раздел представлен кармашком скартинками разных видов транспорта. Цель: Создание условий для обобщения представления детей о разных видах транспорта, их назначении. Задачи: формировать у детей умение классифицировать виды транспорта на основе общего признака, находить сходство и различия, расширять активный словарь. Задание: Рассмотрите данный вид транспорта. Какой это вид транспорта? Для чего предназначен? 8. «Стихи» Данный раздел представляет собой прошитые книжки, на страницах которых подобраны стихи о ПДД. Цель: формирование навыков безопасного поведения на дорогах; Задачи: закреплять знания детей о правилах дорожного движения; вызывать интерес к стихам. 9. «Подбери знак» Данный раздел представлен кармашком силлюстрациями, где изображены разные дорожные ситуации, карточки с дорожными знаками. Цель. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Задачи: Формирование умения у детей различать дорожные знаки, знать их назначение. Развитие наглядно-образного мышления. Задание. К картинке с определённой дорожной ситуацией подбирать нужный дорожный знак. Повторить правила поведения на улице. Правила дорожного движения. 10. «Дорожные лабиринты» Цель: Способствовать умению находить правильные пути, нацеливать себя на выход из сложной ситуации. Задачи: формирование представления о лабиринтах и правилах их прохождения, развитие концентрации внимания, памяти. Задание: вариант1. Раздать карточки игрокам, попросите пройти лабиринт. Ребенок может двигать по листу пальцем либо вести линию маркером. Точное задание определяется конфигурацией и сложностью лабиринта, например:
Заданиевариант 2. Можно предложить соревнование. Пусть дети разделятся на группы, попробуют пройти одинаковые по сложности лабиринты на скорость. 11. «Раскраски» Данный раздел включает в себя книжки дляраскрашивания с сюжетными картинками и листы для раскрашивания по теме. Цель: Создание условий для расширения представления детей о правилах дорожного движения и необходимости их соблюдать. Задачи: Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность. Задание: Раскрасить аккуратно сюжетные картинки по теме ПДД. 12. «Дорожный пазл» Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат части (пазл) разрезанной картинки. (картинки периодически меняются). Цель: Создание условий для уточнения представления детей о разных видах транспорта и их назначении, ситуаций на дороге и транспорте. Задачи: Развитие мелкой моторики рук, усидчивость и аккуратность, способствовать умению составлять из частей целое. Задание: правильно собрать разрезную картинку-пазл и «Составить рассказ 13. «Собери знак» Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат частиразрезанной картинки (дорожных знаков). Цель: Создание условий для обучения детей собирать из частей целое. Задачи: формирование умения собирать из частей целое; развитие мелкой моторики, памяти, мышления. Задание: Собрать из частей дорожный знак, вспомнить название дорожного знака. 14. Горизонтальный макет «Дороги нашего города» Данный макет представляет собой перекресток с надземным пешеходным переходом. К макету прилагаются мелкие предметы для обыгрывания, светофоры, дорожные знаки, здания, а также мелкие игрушки (машинки, фигурки человечков, животных и т. д.). Цель: Формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах. Задачи: формировать умение детей понимать и различать дорожные знаки для пешеходов; совершенствовать умение называть назначение дорожных знаков; способствовать интересу к соблюдению правил дорожного движения; развитие внимательности, дисциплинированности, ответственного отношения к своей безопасности на улице; способствовать формированию положительных эмоций от совместных игр. Данный макет рассчитан как для решения ряда задач в совместном взаимодействии взрослого и ребенка, так и для самостоятельной деятельности детей. Макет рассматривается как ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений детей о правилах дорожного движения и правилах поведения на улице, позволяет использовать усвоенные знания и наблюдения в игре, наполняя детей новыми впечатлениями. Задания: «Водители» Цель: Ознакомление детей с правилами дорожного движения для водителей. Краткое описание: Воспитатель в игровой форме сообщает, где и как должны двигаться машины. А потом просит показать на макете, как ведут себя надороге водители за рулем машин? «Пешеходы» Цель: Закрепление знаний детей о дороге и правилах поведения на ней. Краткое описание: Воспитатель просит показать на макете, как ведут себя на дороге пешеходы? Дети берут в руки фигурки людей. Они – пешеходы. Пешеходы переходят дорогу по “зебре” или двигаются по тротуару. Воспитатель следит за правильностью ответов и соответствующих действий. «Выполни поручение» Цель: Выполнение поручения, соблюдая правила безопасности. Краткое описание: Игра, как поход в больницу, в гости или магазин. При этом ребенок рассказывает, как он будет двигаться. Воспитатель следит за правильностью ответов и соответствующих действий. «Найди безопасный путь» Цель: Закрепление правил дорожного движения и поведения на дороге; развитие мышления, памяти, внимания, обогащение словарного запаса. Подготовка к игре: Воспитатель спрашивает детей: — Везде ли можно переходить улицу? — Какие знаки указывают на то, что в этом месте разрешено переходить улицу? — Куда и зачем надо смотреть в начале перехода улицы? — Куда и зачем надо смотреть в середине улицы, по которой машины едут в две стороны? — Как выглядит и о чем предупреждает знак пешеходного перехода? — Для чего на дороге нарисовали «зебру»? Ход игры: Дети на макете отыскивают знаки, которые разрешают или запрещают переходить улицу. Разыгрывают различные ситуации на макете. «Поставь дорожный знак» Цель: Обучение детей различию дорожных знаков и обозначение ими соответствующих мест ( «Пешеходный переход», «Дети», «Проезд запрещён», «Автозаправочная станция» и др.) Воспитание внимания, навыков ориентировки в пространстве. Краткое описание: Детям предлагается рассмотреть макет и расставить нужные дорожные знаки, объяснив их значение. Заключение. Дидактическое пособие лэпбук «Дорожная азбука» рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения для детей старшего дошкольного возраста, в индивидуально-коррекционной работе с детьми, в самостоятельной и игровой деятельности детей. Работа с лэпбуком позволила повысить познавательный интерес удетей, дети знают правила дорожного движения и активно обсуждают нарушения правил дорожного движения родителями. Также придумывают свои дорожные знаки, загадки, моделируют машинки из мягких модулей, конструктора. Самостоятельно разыгрывают разные ситуации.
Список используемой литературы 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 17. 10 2013 г №1155 2. Образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №1 «Светлячок» 3. Данилова Т. И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. — СПб, издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. 4. Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10. 5. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. — Волгоград: ИТД «Корифей». 6. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». — М., 2007. 7. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 8. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие — М.: Центр педагогического образования, 2007. 9. Интернет – ресурсы:
|