Работа с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма |
ПДД детям | |||
Автор: Филимонова Елена Петровна Халенко Ольга Вячеславовна | |||
15.11.2022 09:09 | |||
Работа с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Оберегая детей, мы заботимся о своём будущем. Даже один единственный погибший под колёсами ребёнок — это трагедия. Внимание к проблеме предупреждения детского травматизма на дороге возрастает с каждым годом. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши этим качеством обладают не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут принять правильное решение, тем более, если они не знают правила доррожного движения. Выработать привычку правильно вести себя на улице, умение ориентироваться в различной обстановке, воспитать в ребенке грамотного пешехода — ответственная задача каждой семьи. Где, как не в семье, формируется у ребенка сознательное отношение по всему, что его окружает. И даже, если мы, работники дошкольного учреждения, каждодневно будем внушать ребенку правила поведения на улицах, а родители, т. е. самые близкие люди, авторитет которых для него непререкаем, постоянно нарушают эти правила, — можно с уверенностью сказать, что положительных результатов мы не получим. А поэтому, мы постоянно ведём разъяснительную работу с родителями. Для этого используем родительские собрания, частые беседы с родителями, в группах оформляем книжки – передвижки, раскладушки, уголки для родителей на тему по безопасности дорожного движения. Постоянно внушаем родителям мысль, что жизнь и здоровье их детей во многом зависит от них и, нарушая правила дорожного движения, они подают опасный пример.
Ребёнок — это не взрослый в миниатюре, физически и психологически он не в силах полно воспринимать, а значит, и анализировать ситуацию дороги и учитывать возникающие опасности. Ребёнок не всегда способен понимать символику дорожных знаков и сигналов. Даже имеющий хороший слух ребёнок не может различить звук работающего двигателя и определить, на каком расстоянии находится автомобиль. Дети иначе переходят дорогу, чем взрослые. Взрослые, например, подходя по тротуару к краю проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают дорожно-транспортную ситуацию; дети же, только подойдя к самому краю проезжей части, начинают наблюдение. Следует отметить, что детям трудно одновременно совершать переход и осуществлять наблюдение со стороны, поэтому фактор риска возрастает. В то же время 50% матерей считают, что их шестилетние дети могут самостоятельно переходить улицу с достаточно интенсивным движением. Исследователи подчёркивают следующий момент: взрослые слишком часто считают, что ДТП является результатом неправильного поведения ребенка. Но! Необходимо помнить, что привычка выбегать из-за предмета, мешающего обзору, не посмотрев, что там, формируется у детей незаметно от нас еще в раннем возрасте. Ребенок привыкает выбегать из-за дверей, мебели, из-за углов — возникает опасный отрицательный навык, с которым семи-восьмилетний пешеход включается в самостоятельную жизнь на городских улицах. Конечно, не каждый случай, когда ребенок пересекает улицу, создает на дорогах опасную ситуацию, но ошибка, закончившаяся благополучно, не воспринимается ребенком как ошибка, и неправильный навык закрепляется и в дальнейшем будет повторяться с большей уверенностью, если на это не обратят внимание взрослые. Вместе с этим, как показали другие исследования, большинство детей (91% из числа опрошенных), попадая на улицу с интенсивным движением, испытывает страх. Отсюда и знакомая многим водителям непредсказуемость поведения ребёнка на улице. Для ребенка в этой ситуации каждая пропущенная машина — трудная победа над своим желанием не ждать и перебежать улицу. У детей распространённым является мнение о гарантированной безопасности при пересечении дороги по переходу «зебре», а также о необходимости быстрого перехода дороги. Важно, чтобы при обучении детей у них не сложилось неверное представление в этом вопросе. Нередки случаи, когда ребёнок вырывается из рук. Статистика говорит, что каждого седьмого ребёнка из пострадавших на улице перед этим держал за руку кто-то из взрослых. Дети любят подражать взрослым. Взрослый — эталон поведения для ребенка. Достаточно один раз на его глазах перебежать дорогу или перейти на красный сигнал светофора — и при первом же удобном случае, оставшись один, он повторит то же самое. Детский сад, школа могут помочь — дать знания, но основная нагрузка ложится именно на родителей. Для того, чтобы обучение детей основам безопасности движения в семье было эффективным, необходимо соблюдения следующих принципов: систематичности, последовательности, наглядности. Формы проведения обучения могут быть самыми различными и выбираются в зависимости от сложности изучаемой темы, возрастных особенностей ребенка. В целом методика работы с ребёнком должна включать не только формы, но и комплекс психолого-педагогических методов и приёмов, основная цель которых состоит в том, чтобы превратить знания Правил дорожного движения в убеждения и на этой основе сформировать устойчивые навыки безопасного поведения ребёнка в дорожном движении. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье. Воспитание грамотного участника дорожного движения — составляющая воспитания человека нового типа. И пока взрослые не привыкнут к тому, что соблюдение правил дорожного движения (ПДД) – это не только требование законодательства, но прежде всего норма поведения в обществе, рост дорожно-транспортного травматизма остановить невозможно.
|