ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В ДЕТСКОМ САДУ |
ПДД детям | |||
Автор: Дементьева Евгения Алексеевна Тарасова Юлия Евгеньевна | |||
22.08.2022 14:19 | |||
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В ДЕТСКОМ САДУ
Аннотация: В статье рассматривается принцип организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ. Обозначаются цель и задачи данной работы. Анализируются основные технологии и методы обучения детей правильному поведению на дороге. Ключевые слова: ДОУ, дорожно-транспортный травматизм, дети, ПДД Проблема дорожно-транспортных происшествий является одной из главных не только в нашей стране, но и во всем мире. К тому же участие детей и подростков в данных происшествиях возрастает с каждым годом. Существует множество факторов, которые являются причиной дорожно-транспортных происшествий, сюда можно включить перегруженные транспортом дороги, неблагоприятную погоду, плохое качество дорожного полотна, но главным является человеческий фактор. Именно поэтому так важно учить детей правилам безопасного поведения на дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. Чтобы уберечь ребенка от трагедии, педагоги и родители должны объединиться для целенаправленной работы над формированием культуры безопасного поведения на дороге. В силу своих возрастных особенностей дети не могут в полной мере оценивать дорожную ситуацию. Например, обзор у ребенка гораздо меньше, чем у взрослого человека, к тому же ребенок способен видеть только то, что находится непосредственно перед ним. Пятилетний ребенок может ориентироваться на расстоянии 5 метров. Он плохо распознает звук, ему с трудом удается определить источник шума. Реакция ребенка замедленная, он не сразу сможет остановиться на бегу. В отличие от взрослого, которому требуется четверть секунду, чтобы определить движется машина или нет, ребенку необходимо на это четыре секунды. Чтобы научить ребенка избегать опасности на дороге, необходимо проводить занятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Данной проблемой в отечественной педагогике занимались: Р. Б. Стеркина, Н. И. Клочанов и т.д. Они также создали программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Один из разделов программы посвящен правилам ПДД. Основной целью данных занятий является формирование у детей необходимых знаний и навыков безопасного поведения на дороге. Реализация цели предполагает решение следующих задач:
Существуют различные методы и технологии по обучению правилам дорожного движения:
Создание соответствующей предметно-развивающей среды является еще одной формой работы с детьми. Для большего эффекта также используются комплекты дорожных знаков, макеты улиц с транспортными средствами, схема маршрута безопасного движения в детский сад. В дошкольных образовательных учреждениях оформляются информационные стенды, где представлена различная информация, как для детей, так и для родителей. Дети усваивают материал в силу возможностей своего возраста. Например, дети 2-3 лет уже различают цвета, и, следовательно, с помощью сюжетно-ролевой игры им можно объяснить принцип работы светофора. Дети 3-4 лет уже способны отличить легковой транспорт от грузового. Их уже можно знакомить с правилами поведения в транспорте, а также объяснять разницу между проезжей частью и тротуаром. Для лучшего усвоения материала можно продемонстрировать детям плоский макет светофора, улицы, с нанесенным пешеходным переходом. На примере этих макетов необходимо отработать навык хождения по тротуару с правой стороны. В средней группе происходит закрепление полученного материала. Дети отрабатывают навык хождения по тротуару и пешеходному переходу. В старшей группе дети уже способны имитировать различные ситуации на дороге в специально обустроенном месте в детском саду. Таким образом, они учатся правильно переходить дорогу, ориентируясь на цвет светофора. В этом возрасте ребенок уже должен осознавать, что правила дорожного движения защищают людей, и поэтому их следует беспрекословно выполнять. В подготовительной группе знания детей структурируются. Используя макет улицы со съемными деталями дорожных знаков, и светофора дети могут моделировать более сложные ситуации поведения на дороге. Будущие школьники будут вынуждены сами ходить в школу, поэтому необходимо научить их быть внимательными, уметь оценивать ситуацию на дороге, анализировать действия пешеходов и водителей. Таким образом, дети должны научиться оценивать обстановку на дороге, используя зрение и слух [3]. Работа педагогов по профилактике дорожно-транспортного травматизма должна быть включена во все виды деятельности (занятия, игра, самостоятельная деятельность), к тому же занятия должны проходить регулярно и систематически. Только при таких условиях ребенок сможет применять полученные знания в повседневной жизни. Список литературы:
|