«Опыт работы по обучение детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах» |
ПДД детям | |||
Автор: Шикова Екатерина Разимовна, Левичева Ольга Александровна | |||
02.12.2021 09:35 | |||
«Опыт работы по обучение детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах» Обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах является значимой проблемой в современном обществе. Огромная работа проводится в дошкольных образовательных учреждениях по данному направлению. На первый план выступает не только цель научить ребенка безопасному поведению, но и не отклониться от требований ФГОС, реализовав прописанные в нем задачи, так как на выходе из дошкольного учреждения ребенок должен соблюдать социальные нормы поведения и правила в различных ситуациях, соблюдать правила безопасного поведения. Цель воспитательной работы по обучению дошкольников – это расширение знаний детей о безопасности в окружающем нас мире, формирование у детей привычки безопасного поведения на дорогах. Проделанная работа реализуется на основе в следующих нормативных документах:
Нормативно-правовая база
Работа по обучению детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, направлена на то, чтобы снизить риск участия детей в дорожно-транспортных происшествий по вине детей. В детском саду необходимо познакомить детей, подвести их к реальным событиям, с которыми им придется столкнуться в будущем, и в игровой форме сделать все, чтобы этого не происходило. Эта продолжительная общественная и педагогическая задача должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду. Обучение правилам безопасного поведения на дорогах должно стать составной частью более широкого воспитательного подхода, призванного обучать детей бережно относиться к основным ценностям жизни и осторожно себя вести не только на дорогах, но и в отношениях с другими людьми. Обучение безопасному поведению старших дошкольников на дорогах, способствует формированию навыков поведения в повседневной жизни, ознакомлению с окружающей действительностью, развитию таких психических и речевых процессов, как развитие речи, памяти, мышления, внимания. Процесс обучения проходит, интенсивно затрагивая игровую деятельность, изобразительную деятельность, а также конструирование. Приоритетное направление деятельности воспитателя состоит в получении старших дошкольников определенных навыков и привычек. Чем больше у ребенка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания. Особенно важны такие навыки и привычки, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, хорошо – плохо, подражать – не подражать), умение переводить мысль в дело (автомобиль проехал – можно переходить). Особенное значение для становления характера имеет привычка контролировать свои порывы и желания (хочется бежать – но нельзя; другим можно — мне нельзя). Умение концентрировать свое внимание, самостоятельно принимать решения. Целью проделанной работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников является поиск методик, применяемых в детском саду, позволяющих сократить участие дошкольников в дорожно-транспортных происшествиях. Задачи по обеспечению безопасности дорожного движения: - проведение профилактической работы среди дошкольников по формированию первичных навыков по соблюдению правил дорожного движения. Воплощение задач по воспитанию у детей безопасного поведения должно начинаться с самого раннего возраста в различных видах деятельности: в быту, в играх, при образовательной деятельности, по пути из дома в детский сад. В любой деятельности, которой занимается ребёнок, можно найти много моментов, чтобы поупражнять его в запоминании нужных знаний и выработки определённых навыков. В группах создается развивающая предметно-пространственная среда, направленная на формирование знаний детей дошкольного возраста о безопасном поведении на дорогах. При создании РППС учитываются следующие принципы:
Направление «Обучающее» — совершенствование форм и методов работы с детьми путем введения в педагогический процесс обучающей развивающей образовательной деятельности по ПДД. Обучение проходит через несколько этапов: Первый этап — детализирование представлений детей о ПДД, т.е их личный опыт, на который может опереться воспитатель. Диагностика проводится в начале и конце года, для определения уровня знаний детей по ПДД. Второй этап — расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о ПДД, наблюдение за движением транспорта на улице, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД. Третий этап — формирование сознательного отношения к соблюдению ПДД. Воспитатель в работе с детьми используются различные формы организации детской деятельности: экскурсии на пешеходные переходы и автобусные остановки, встречи с сотрудниками ГИБДД, беседы, чтение художественных произведений, практическая деятельность, продуктивная деятельность, наблюдения. Все они подводят детей к мысли, насколько значим и ответственен труд этих людей, насколько важно для каждого из нас соблюдение Правил дорожного движения. Четвертый этап — формирование у детей чувства ответственности. Ребята понимают и усваивают предъявленные к ним требования. Готовность отвечать за свои поступки придет позже. Пятый этап — развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. Он включает: систему подготовки детей к правильному поведению на улице, организацию игр и специальных практических занятий. Внимание детей акцентируется на интересующие его объекты, которые ему легко разглядеть на расстоянии до 5 метров, при большем расстоянии внимание рассеивается, и оценка происходящего происходит не на должном уровне. Пережитое дошкольником событие яркое и эмоциональное, позволяет представить ребенку всю ту страшную картину, которая могла случиться, если не следовать правилам дорожного движения, и не применять полученные знания на практике. В старшей группе воспитатель не только уточняет и дополняет имеющиеся у детей знания, но и готовит их к решению практических задач, связанных с дорожными ситуациями, встречающимися в жизни. Упражняясь в описании простых ситуаций по отношению к себе и другим детям, дошкольники должны уметь не только подчиняться указаниям в направлении движения, но и сами управлять направлением движения других детей. Очень хорошо развивают координацию собственных движений такие детские игры, как «Перебежки», «Горелки», «Стоп». Воспитатель старшей группы должен продолжать учить детей ориентироваться в многообразии транспортных средств района города, на чём можно проехать от дома до детского сада, магазина, поликлиники, каким транспортом пользуются родители; свободно ориентироваться на участке детского сада и в ближайшем районе города (где находится школа, магазин, аптека, поликлиника, почта); познакомить детей с правилами поведения в общественных местах (в транспорте): вести себя сдержанно, не привлекать излишнего внимания, разговаривать негромко, соблюдать порядок, чистоту; уступать в транспорте место старшим, младшим и инвалидам. Старших дошкольников следует более детально знакомить с различными видами транспорта, в котором ездят по земле, по воде и по воздуху. Дети должны знать, где в транспорте находятся места для пассажиров с детьми, инвалидов, как оплатить проезд. Следует обратить внимание детей на то, что нельзя прислоняться к двери, держаться руками за дверь (может открыться, прищемить пальцы, руку); во время движения нужно держаться за поручни, так как может быть резкая остановка автобуса. с детьми старшего дошкольного возраста проводят целевые прогулки к пешеходному переходу, автобусной остановке. В ходе этих прогулок дети упражняются в правильном выполнении правил для пешеходов: переходить улицу в местах, где имеется пешеходная дорожка или указатели перехода; ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, идти спокойно, не шуметь, не мешать другим пешеходам; осмотреть дорогу в обоих направлениях, прежде чем выйти на проезжую часть; переходя улицу при двустороннем движении, смотреть вначале налево, а дойдя до середины – направо. Знакомство лучше начинать с наблюдений за действиями милиционера-регулировщика. После того, как дети познакомятся с видами светофоров и хорошо усвоят последовательность сигналов, необходимо научить детей распознавать, что означают положения регулировщика. Пояснения можно давать синхронно, но можно и предварительно подготовить детей, сказав им, что положения регулировщика и его жесты соответствуют определённым сигналам-цветам светофора. Если нет возможности провести подобные наблюдения, то можно использовать плакаты, таблицы, слайды, диафильмы. Показывая картинки, рассказывая по ним и включая детей в диалог, воспитатель помогает им визуально представить движение транспорта и пешеходов, действия милиционера – регулировщика, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях. В результате у старших дошкольников формируется умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить её в конечном итоге на своё поведение на улицах и дорогах. Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону. Продолжать знакомить детей не только с Правилами дорожного движения, знаками, но и с причинами дорожно-транспортных происшествий. Полученные знания закреплять в играх, в игровых обучающих ситуациях, в беседах и рассказах детей. В заключении хочется сказать формирование и развитие у дошкольников навыков безопасного поведения в условиях дорожно-транспортной среды с раннего возраста, дают высокую вероятность, того что ребенок применит полученные знания в детском саду, а также в домашних условиях, и не случится беды. «Безопасность это процесс, а не результат» Брюс Шнайер Актуальность поднятой сегодня проблемы обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и подрастающее поколение — дети. На наш взгляд, решение данной проблемы возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по профилактике ДДТТ, использование инновационных форм, способствующих развитию общей культуры безопасного поведения на дороге всех участников дорожного движения, обучение детей, педагогов, родителей безопасному поведению в различных опасных ситуациях в дорожно-транспортной среде, взаимодействие с общественностью и ГИБДД. Особое внимание следует уделить безопасности дорожного движения таким образом, чтобы они могли приспосабливаться к тем обстоятельствам дорожного движения, с которыми им придется столкнуться в будущем. Эта долгосрочная педагогическая задача не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все возможные направления программы воспитания в детском саду. Обучение правилам безопасного поведения на дорогах должно стать составной частью более широкого воспитательного подхода, призванного обучать детей бережно относиться к основным ценностям жизни и осторожно себя вести не только на дорогах, но и во всех повседневных текущих делах и, особенно, в отношениях с другими людьми. Воспитание безопасного поведения на дорогах включает в себя: ознакомление с окружающим миром; воспитание навыков поведения в повседневной жизни; развитие речи; развитие памяти, мышления, внимания; ознакомление с конструированием; понимание изобразительного искусства; игру. При реализации методов воспитатель должен исходить из того, что главная ценность, которую приобретает ребенок в детском саду, состоит в получении определенных навыков и привычек. Чем больше у ребенка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания. Большое значение для становления характера имеет привычка сдерживать свои порывы и желания (бежать – но нельзя; другим можно, мне нельзя). Очень важна привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно принимать решение, анализировать. Самое главное состоит в том, что такая работа должна проводиться постоянно 3–4 раза в неделю, во всех видах занятий с детьми, к одним и тем же вопросам надо многократно возвращаться, стимулировать интерес ребят. Воспитатель любой группы должен хорошо знать формы и методы работы в разных возрастных группах детского сада по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
|