Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения посредством продуктивной деятельности. |
ПДД детям | |||
Автор: Валиуллина Ираида Ибрагимовна | |||
14.03.2020 13:29 | |||
Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения посредством продуктивной деятельности. Ираида Ибрагимовна Валиуллина, воспитатель ХМАО – Югра, г. Когалым МАДОУ «Колокольчик» Быстрое развитие автомобильного транспорта, увеличение интенсивности движения выдвигает серьезную задачу – обеспечение безопасности движения детей, воспитание наблюдательности, внимания, самоконтроля и самооценки при решении дорожных ситуаций. Поэтому одной из главных задач педагогов и родителей нашего детского сада «Колокольчик» – доступно и понятно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил. Важность приобретения навыков необходима, так как, при переходе из детского сада в школу, ребёнок должен легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, уметь наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владеть навыками безопасного поведения в этих ситуациях. А ориентировка формируется в процессе практической и продуктивной деятельности детей.
В своей работе по предупреждению дорожно-транспортных происшествий большое внимание мы уделили продуктивной деятельности детей. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о явлении, ситуации, получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объёмном изображении. Признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребёнка в познании действительности. У дошкольников складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудие, возникают обобщённые способы изображения объектов окружающего мира. Это рисование улиц и дорог города, дорожных знаков, аппликации на тему дорожного движения, пластилинография, тестопластика и, конечно же, лепка и моделирование, где в процессе деятельности разъясняются детям правила дорожного движения и прививаются навыки дисциплинированного, культурного поведения на улицах и дорогах. В группе создан «уголок по ПДД», оформлен уголок безопасности с информацией для родителей и с выставкой детских работ, где собраны наглядные, игровые и дидактические материалы по правилам дорожного движения. Для улучшения работы с детьми были приобретены макеты улиц с перекрестками, дорожными знаками, светофорами, пазлы из мягконабивных тканей. Созданы картотеки бесед по серии картинок, многофункциональное дидактическое пособие «Весёлый светофор». Также используем такие формы работы с детьми по правилам дорожного движения как: наблюдения, беседы, рассматривание картин, чтение произведений, заучивание стихотворений, различные дидактические и сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры, викторины, спортивные развлечения, чтение художественных произведений, развлечения по ПДД, встречи с инспекторами ГИБДД, просмотр видеоматериалов. Чтобы добиться успеха в освоении правил дорожного движения, осуществляем связь между всеми разделами программы в соответствии с требованиями ФГОС, выделяя образовательную область «Безопасность». В организованной деятельности по развитию речи, изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений, физкультурных, музыкальных и других видах деятельности уделяем внимание формированию у детей ориентировки в пространстве, воспитанию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. Полученные знания воспитанниками закрепляются в процессе продуктивной деятельности: на аппликации — наклеивании светофора; на конструировании – строительство улицы, дороги, на рисовании и лепке, а потом составляют описательные рассказы по рисункам детей. Таким образом, у детей накапливается опыт движения по улице, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки посредствам выполнения различных видов продуктивной деятельности. В процессе выполнения продуктивной деятельности воспитатели и дети связывают систему знаний о правилах дорожного движения в последовательную и стройную систему представлений, которую потом передают посредством аппликации или рисования, лепки или моделирования. Дети четко знают и практически используют имеющиеся знания о правилах дорожного движения на улице, дорожных знаках, работе сотрудников ГИБДД. Важную роль в ознакомлении детей с правилами дорожного движения играет тесная взаимосвязь нашей группы с родителями. Воспитатели привлекают родителей к выполнению различных заданий с детьми. Например, организации выставок поделок по правилам дорожного движения: это выставка «Вместе за безопасное движение»; творческие конкурсы среди детей и родителей на лучшую сказку, стихотворение по ПДД; совместные с родителями занятия по продуктивной деятельности «Осторожно, пешеход!». С родителями в группе проводятся консультации по правилам дорожного движения «Безопасность детей в период зимних каникул», «Азбука пешехода», «Бег через дорогу — враг, особенно зимой!». В родительском уголке оформляются наглядно-информационные стенды «Добрая дорога детства», «Внимание – дети!»; раздаются памятки «Безопасное поведение на улице», «Обучения детей наблюдательности на улице», «Правила перевозки детей в автомобиле». Результатом этой работы является сформированность у детей представлений об основах личной безопасности. Они учатся заботиться о своём здоровье, соблюдать правила поведения на дорогах, природе, дома, получают элементарные знания по личной безопасности и способах их применения. Наша система работы помогает дошкольникам чувствовать себя уверенно на дорогах в любой ситуации. Использованная литература
Елюшкина Е. «Физкультурный досуг «Красный, жёлтый, зелёный» // Ребёнок в детском саду, 2001г., М9 1. 3. Карпушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим!» — М., ТЦ Сфера, 2004г. — 384с. 4. Радзиевская Л.И. «Ты и дорога» — М., «Литература», 2008г. — 18с.
|