Социальный проект по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма |
ПДД детям | |||
Автор: Буйских Галина Викторовна, Тихомирова Елена Владимировна,Замышляева Вера Николаевна | |||
22.11.2019 20:44 | |||
Социальный проект по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Сказка» Номинация «Социальный проект по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма» Авторы:
р.п. Тонкино 2019 г. 1 Полное название «Дорога безопасности» 6 Вид проекта практико-ориентированный, среднесрочный, открытый, коллективный.
7 Цель проекта Формирование у дошкольников навыков безопасного участия в процессе движения, предотвращающих ДТП. 8 Задачи проекта 1. Расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного поведения. 2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. 3. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение Правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе. 4. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди воспитанников. 9 Ожидаемые результаты проекта. 1. Расширение кругозора дошкольников об окружающей дорожной среде и правилах дорожного поведения. 2. Повышение социальной компетенции дошкольников. 3. Вовлечение в пропагандистскую деятельность по ПДД большего количества воспитанников. 10 Сроки реализации проекта 2 сентября 2019г. – 30 сентября 11 Место реализации Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №5 «Сказка» 12 Официальный язык проекта Русский Общее количество участников проекта Воспитанники младшей группы – 18 человек, воспитанники средней – старшей группы – 15 человек, воспитанники подготовительной группы – 12 человек, воспитатели – 3 человека, родители воспитанников. 12 География участников Нижегородская область, р.п. Тонкино 13 Краткое содержание проекта Подготовительный этап
Основной этап 1. Работа по реализации плана действий. Завершающий этап Мониторинг, цель которого – установить, способствует ли выполнение проекта достижению поставленных перед ним целей. Оформление результатов проекта, его презентация, оценка результата 14 Механизм реализации проекта Создание предметно — развивающей среды, оснащения: оборудования, инвентаря, наглядных и дидактических материалов. 15 Социальные партнёры проекта Инспекторы ГИБДД 16 Нормативно – правовое обеспечение реализации проекта 1. Семейный кодекс РФ: 2. Декларация прав человека РФ 3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 4. Закон об образовании РФ 5. Закон РФ от 10. 12. 2007 г. «О безопасности дорожного движения» 6. Правила дорожного движения РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ. 17 Материально – техническое обеспечение проекта 1. Наглядно демонстрационный материал: макет «Классификация транспорта», «Дорожные знаки». 2. Сюжетные картины по «Обучению и воспитанию культуры поведения на дороге» 3. Картинки для развития речи и логического мышления «Проблемные ситуации». 4. Атрибуты для сюжетно — ролевых игр (жезл, свисток, фуражки милиционера, флажки для перехода улицы). 5. Классификация транспорта: -легковой -грузовой -специализированный 6. Светофоры. 7. Дорожные знаки переносные. демонстрационные 8. Наглядно демонстрационный материал: «Детям о Правилах дорожного движения». 9. Набор плакатов с изображением дорожных знаков и описание к ним. 10. Набор плакатов, содержащих иллюстрации дорожно — транспортных ситуаций с участием пешехода. 11. Мультимедийное оборудование, диски DVD. 12. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения». Т.Ф. Саулина. 13. «Проектная деятельность дошкольников» Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. 18 Информационная среда Стенды для родителей, папки-передвижки, сайт МБДОУ детский сад №5 «Сказка», акция «Автокресло», стенгазета «Дорога и я» 1. Актуальность и новизна проекта Актуальность Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города. Ежегодно каждый сотый ребёнок попадает в больницу в результате полученной травмы. Для детей дошкольного возраста транспортный травматизм находится на одном из первых мест среди причин смертности и инвалидности. С каждым годом эта угроза возрастает вместе с ростом автотранспорта и снижением культуры дорожного движения. Актуальность проекта заключается в том, что у детей познавательное развитие, направленное на удовлетворение социального интереса формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Важно как можно раньше пробудить, развить и повысить стремление к получению практических навыков пешеходного безопасного движения. Взрослым необходимо повышать познавательный интерес детей к социальной действительности. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично исследовать, проявлять самостоятельность под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет направлять ребенка, а не подменять. Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы, по познавательной активности детей, является метод проектирования в старшем дошкольном возрасте. Дидактический смысл проекта заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки безопасного пешеходного движения, развивает познавательную активность, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Первое воспитательное учреждение, первый несемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе. Новизна Система деятельности ДОУ по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу. 2. Цели и задачи проекта Цель проекта: Формирование у дошкольников навыков безопасного участия в процессе движения, предотвращающих ДТП. Задачи проекта:
Воспитанники ДОУ, воспитатели, их родители, инспекторы ГИБДД. 4. Содержание проекта Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: сценарии совместных праздников, конкурсов, бесед, экскурсий, рекомендации и памятки для родителей, фотоматериал, мультфильмы, видеоролики опасных ситуаций, плакаты по ПДД. Эти методические разработки можно реализовать в любом дошкольном образовательном учреждении, работающем в данном направлении. В процессе реализации этого проекта проводятся: анкетирование, заочное общение, выполнение совместных домашних заданий с детьми, создаются газеты и альбомы с фотографиями мероприятий, сотрудничество со средствами массовой информации, проводятся фотосъемки праздников, оформление уголков безопасности. Целесообразно провести мониторинг родителей об удовлетворенности их деятельностью во время работы в проекте. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все. 4. 1. Поэтапный план – график выполнения запланированных мероприятий № пп Содержание мероприятий Сроки Исполнители Подготовительный этап
Воспитатели групп 3. Проведение работ по подготовке приобретению необходимого оборудования и материалов для реализации проекта. В ходе реализации проекта Воспитатели групп 4. Доработка и подготовка дидактических и наглядных материалов по выделенным направлениям работы. В ходе реализации проекта Воспитатели групп 5. . Изготовление пособий и игр для обучения детей безопасному поведению, обогащение предметно – развивающей среды. В ходе реализации проекта Воспитатели групп, родители 6. Профилактические беседы с родителями по предупреждению детского дорожно — транспортного травматизма. В ходе реализации проекта Воспитатели групп 7. Основной (практический) этап
Заключительный (итоговый) этап
младшая группа Тема: Задачи: Виды деятельности Ответственные «Знакомство с улицей» Познакомить с понятиями «дорога», «улица»; Уточнить знания о том, где ходят пешеходы, а где едут машины. Учить ориентироваться в окружающем пространстве. Через худ. произведения включить детей в изучение Правил дор. движения Дидактическая игра: «Где мы гуляем?» Ролевая игра: «Гаражи и автомобили»; Чтение худ. лит-ры: В.Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек» воспитатели «Светофор» Знакомить детей с понятием «светофор»; Уточнить представления детей об обозначении цветов светофора: красный, жёлтый, зелёный; Учить детей правилам дорожной безопасности Дидактическая игра: «Берегись автомобиля»; Чтение худ. лит-ры: А.Северный «Светофор», В.Кожевников «Светофор»; С.Михалков «Бездельник- светофор» Ролевая игра: «Автомобили и светофор» воспитатели Средняя – старшая группа Тема: Задачи: Виды деятельности Ответственные «Улица» Дать представление о назначении улицы. Продолжать работу по охране здоровья детей. Познакомить с понятиями «пешеходный переход», «перекрёсток». Воспитывать культуру поведения на улице. Развивать воображение. Дидактические игры: «Что такое улица?» «Светофор» Беседа «Дорога в детский сад» Рисование «Дети вышли гулять» Чтение худ. лит-ры: В.Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек» воспитатели «Помни правила дорожного движения» Уточнить представления детей о правилах дорожного движения и дорожных знаках ( «Дети», «Пешеходный переход», «Велосипедная дорожка», «Остановка автобуса», «Светофор»). закрепить знания о значении сигналов светофора. Дидактическая игра: «Собери дорожный знак»; «Найди пару»; Аппликация: «Светофор» Чтение худ. лит-ры: С.Михалков «Если свет зажёгся красный»; «Дядя Стёпа – милиционер» Сюжетно-ролевая игра: «Машины и пешеходы»; Подвижная игра: «Светофор». воспитатели Спортивный праздник «Папа, мама, я – ПДД знающая семья» закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге и Правилах дорожного движения. Спортивный праздник воспитатели, Подготовительная группа Тема: Задачи: Виды деятельности Ответственные «Улица полна неожиданностей» Выяснить готовность правильно действовать в сложившейся ситуации на дороге, улице; Расширять знания о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы; Закрепить представления детей о светофоре, различных дорожных знаках Дидактическая игра: «Что ты будешь делать, если…» Беседа «Дорога от дома до детского сада» «Нарисуй, какие ты знаешь дорожные знаки» Лепка: «Регулировщик» Чтение худ. лит-ры: В.Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек»; Н.Носов «Автомобиль» (пересказ) воспитатель «Школа пешеходных наук» Закреплять знания о:
Продолжать работу по охране здоровья детей. Дидактические игры: «Угадай, какой знак»; «Путешествие в Страну Знаков» Чтение худ. лит-ры: О.Бедарев «Азбука безопасности»; В.Семернин «Запрещается -разрешается Сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения» воспитатели Спортивный праздник «Папа, мама, я – ПДД знающая семья» (приложение 1) закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге и Правилах дорожного движения. Спортивный праздник воспитатели 4. 3. Состав участников проекта Руководитель проекта: Буйских Г.В. – воспитатель средней – старшей группы, Исполнители: воспитатели: Тихомирова Е.В. — младшая группа,, Замышляева В.Н. — подготовительная группа, воспитанники ДОУ, родители, инспекторы ГИБДД. 4. 4. Ресурсы, необходимые для выполнения проекта а) Руководитель проекта: проведение диагностик, игр по ПДД среди воспитанников ДОУ. Воспитанники: помощь в проведении Акции – вручение водителям буклетов «Дорога – Дети — Безопасность!», «Автокресло — детям» (приложение 2), помощь в проведении игр по ПДД, организация участия детей в олимпиаде (приложение 3). Родители: помощь в изготовлении стенгазет «Дорога и я», помощь в изготовлении дидактических игр по ПДД (приложение 4). б) Проект реализован на базе МБДОУ детский сад №5 «Сказка». в) Для реализации проекта необходимо оборудование: фотоаппарат: фотографирование мероприятий. Оформление уголков по ПДД, компьютер, проектор — для показа мультфильмов по ПДД, презентаций, принтер — для распечатывания материалов ко всем мероприятиям, флешка — для хранения информации, DVD – диски с мульфильмами и музыкальным сопровождением. г) Необходимы канцтовары: офисная бумага — для распечатывания всех материалов проекта, клей, ножницы, ватманы, фломастеры, краски -для оформления уголков по ПДД, стенгазет. В процессе реализации проекта предусмотрены следующие затраты:
Бюджет проекта сформирован из благотворительных пожертвований родителей. 5. Ожидаемые результаты реализации проекта
6. Оценка эффективности реализации проекта «Ребенка обучи — дашь миру человека» В. Гюго Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада, но, как правило, воспитатели слабо знают правила дорожного движения и имеют смутное представление об этой проблеме. В связи с этим большое значение приобретает обучение воспитателей правилам дорожного движения и методике проведения занятий по привитию ребенку приемов его безопасного поведения на дороге. Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности МБДОУ по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов. Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением. Работа в ходе реализации проекта может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы. Надеемся, что данная система работы (хотя и не до конца еще апробированная) вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям правила дорожного движения. Промежуточные результаты работы не сиюминутны, они отсрочены во времени, их сложно измерять цифрами и процентами. Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения. Анализ мнений родителей показал: Необходимость продолжения работы в данном направлении: Об эффективности данного проекта можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на мероприятиях, открытых занятиях, участии в семейных выставках, в оформлении фотоальбомов и т. д (фотоотчет – приложение 5). Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты – за годы нашей кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
|