Программа дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная Азбука» |
ПДД детям | |||
Автор: Норкина Елена Юрьевна | |||
17.04.2019 17:18 | |||
Программа дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная Азбука» Воспитатель: Норкина Елена Юрьевна МКДОУ детский сад №2 «Берёзка» города Инза Ульяновская область. Предложенная программа – попытка показать на практике систему деятельности воспитателя по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов. Данная программа разработана для детей 3- 7 лет. Паспорт программы: Наименование программы:
Программа дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная Азбука» Цель Программы: Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах поселка. Задачи Программы:
На кого рассчитана программа: Программа разработана для детей дошкольного возраста (2 младшей, средней, старшей и подготовительной групп). Возрастной состав детей от 3 до 7 лет. Сроки реализации программы: Постоянно Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: Образовательный:
Воспитательный:
Социальный:
Раздел 1. Пояснительная записка Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах г.Инза Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители. Но, как правило, родители не всегда знают правила дорожного движения или не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Предложенная программа – попытка показать на практике систему деятельности воспитателя по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов. Раздел 2. Основные направления работы по программе: Профилактическое:
Организационное:
Актуальность: Особенно актуальна данная проблема в области, где всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна давать ощутимые результаты. Поэтому мы посчитали необходимым поиск новых форм, приемов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов с родителями в практическом обучении своих детей. Педагогическая целесообразность: Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте. Цель программы: Формирование навыков безопасного поведения на улице и дорогах. Задачи:
Принципы организации образовательного процесса:
Формы и режим занятий: Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей 3- 7 лет. Работа по обучению Правилам дорожного движения может проводиться с группой детей или индивидуально в соответствии с перспективным планом работы. Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей: специально организованные занятия ОО «Социально- коммуникативное развитие», беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за транспортом, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг, рисунков с изображением улиц, видов транспорта, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, сюжетно- ролевые, подвижные, дидактические игры, игры- соревнования, праздники, конкурсы, игры- драматизации и т.д.. Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
Направления работы сотрудников ДОУ по реализации программы: 1. Заведующая.
2. Воспитатель: - Создание условий для обучения детей ПДД в группах:
- Взаимодействие с родителями. 3. Медицинская сестра.
4. Музыкальный руководитель.
Ожидаемые результаты Образовательный:
Воспитательный:
Социальный:
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Раздел 3. Диагностика уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД Диагностика проводится два раза в год:
Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе: высокий – 3 балла; средний – 2 балла; низкий – 1 балл. Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах. 1 год обучения. Умение различать грузовой и легковой транспорт. Знание частей автомобиля. Знание о водителе автомобиля. Первоначальные представления о сигналах светофора. Элементарные знания о поведении на улице, дороге, тротуаре. Знания о том, кого перевозит автобус, где он останавливается. 2 год обучения. Знание видов транспорта. Знание о светофорах (транспортном и пешеходном). Знание о работе водителя. Умение объяснять, как правильно вести себя на улице, дороге, тротуаре. Знание о пассажирском транспорте. 3 год обучения. Сформированы представления о том, что разные машины имеют разное предназначение. Знание машин специального назначения. Знание правил поведения в общественном транспорте. Знание правил поведения пешеходов. Умение объяснить, что такое улица, переход, проезжая часть, одностороннее, двустороннее движение. Знание дорожных знаков «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Осторожно, дети!» 4 год обучения. Знания о правилах ПДД для пешеходов и пассажиров. Знания о движении транспорта, работе водителя, сигналах светофора. Знания о перекрёстке, «зебре», видах переходов (наземный, подземный, надземный). Знание назначений дорожных знаков «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Осторожно, дети!», «Велосипедное движение». Знание правил езды на велосипеде. Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения: Автобусная остановка — место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров. Водитель — человек, управляющий транспортным средством. Двустороннее движение — транспорт движется в двух противоположных направлениях. Дорога — часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы. Железнодорожный переезд — любое пересечение дороги железнодорожными путями. Одностороннее движение — транспорт движется в одном направлении. Островок безопасности — место между разделительными полосами на проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником. Пассажир — человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве. Пешеход — человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу. Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход — место обозначенное для перехода через улицу. Посадочная площадка — место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине. Проезжая часть — часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами. Транспортное средство — транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза. Светофор — устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу. Тротуар — часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами. Улица — часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами ( «зебра», подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами и др. Участник дорожного движения — взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта. Вопросы для проверки знаний детьми ПДД 1 год обучения
Вопросы для проверки знаний детьми ПДД 2 год обучения
Для проверки знаний детьми ПДД на третьем и четвёртом году обучения используется авторская методика, разработанная старшим воспитателем Норкиной Е.Ю. «Методика обследования сформированности представлений о правилах безопасного поведения на дорогах» Цель обследования: экспресс – анализ сформированности представлений старших дошкольников о правилах безопасного поведения на дорогах. Данная методика позволяет быстро обследовать группу детей, отражает представления детей по следующим направлениям:
Материал: рисуночные тестовые задания в пакете – «файле» (Приложение), цветные маркеры на каждого ребенка, опросник для выявления уровня овладения теоретическими знаниями, протокол обследования. Методика обследования: Можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей. Обследование проводится по двум блокам. I блок – карты задания. Педагог зачитывает детям вопросы по порядку, дети маркером ставят «+» рядом с рисунком, обозначающим правильный ответ:
II блок – карты – опросники. Можно использовать в процессе индивидуальной беседы или вводить вопросы в процессе дидактической игры.
Детям 7 лет Задания усложняются: Оценка результатов: За каждый правильный ответ – «1» балл. За каждый неправильный ответ – «-1» балл. Максимальное количество баллов – 19. Низкий уровень сформированности представлений: Менее 7 баллов Средний уровень сформировнности представлений: От 7 до 14 баллов Высокий уровень сформировнности представлений: От 15 до 19 баллов Низкий уровень развития:
Средний уровень развития:
Высокий уровень развития:
Данные обследования заносятся в протокол. Для более углубленной диагностики проводятся индивидуальные беседы с использованием рисунка, задания при работе с макетом. По окончании обследования планируется индивидуальная коррекционная работа с детьми. Используемая литература: 1)Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина «Безопасность» (учебно- методическое пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего возраста) изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2002 г 2)К. Ю. Белая, В.Н. Зимонина «Твоя безопасность: как вести себя дома и на улице» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) 2- е изд… М.: Просвещение 2000 3)Л. А. Вдовиченко «Ребёнок на улице» изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2008 г. 4)А. В. Горская «Правила- наши помощники» (учебно-наглядное пособие) изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2006 г. 5)Т. И. Данилова «Программа «Светофор» (Обучение детей дошкольного возраста ПДД) Детство- Пресс 2009 г. С- Пб. 6)Р. Данкова "Про колёса, крылья, паруса: стихи, загадки" М.: Издательство Оникс 2012 год 7)Стихи Марины Дружининой «Мы идём через дорогу» 8)Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Москва: ТЦ «Сфера» 2007 г. 9)В. Н. Кирьянова «Дорожная безопасность» (учебная книжка-тетрадь) Москва: изд. «Дом Третий Рим» 2005 г. 10) В. Р. Клименко «Обучение дошкольников ПДД» 11) К. Нефедова "Транспорт. Какой он?" Москва 2003 год 12) Л. Б. Поддубная «Правила дорожного движения» Корифей- издательско- торговый дом Волгоград 13) «Сказка, которая сохраняет жизнь» Кострома 2004 г. 14) О. А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения» Москва 2007 г. 15) СД диск «Дорожные приключения» 16) Детские журналы «Путешествие на зелёный свет» 17) Компьютерные развивающие игры для дошкольников «Дракоша и ПДД», «ПДД для дошкольников» 18) Е. Я. Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду». 19) Г. П. Шалаева "Большая книга правил поведения для воспитанных детей" Москва 2007 г.
|