Педагогическая статья на тему: «Система работы с детьми по ознакомлению с правилами уличного движения» |
ПДД детям | |||
Автор: Муравьева Лариса Михайловна, Ярзуткина Людмила Вячеславовна | |||
22.10.2018 12:25 | |||
Педагогическая статья на тему: «Система работы с детьми по ознакомлению с правилами уличного движения» Авторы: Муравьева Лариса Михайловна, Ярзуткина Людмила Вячеславовна, воспитатели старшей группы МБДОУ "Детский сад №51" г. Чебоксары Чувашская Республика Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов-детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
Причиной дорожно- транспортного происшествия чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего дошкольного возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалось способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстроменяющейся дорожной обстановке. Статистика свидетельствует, что детский дорожно-транспортный травматизм возрастает с каждым годом. Например, если в 2016 году было 19269 случаев, а в 2017 году -19581 случаев с участием детей. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. В детском саду воспитание общей культуры поведения начинается в младших группах, на третьем году жизни ребенка. С этого времени должна начинаться и его подготовка к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно остается у него навсегда. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой предусматривает обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта- грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, автобусом, с регулированием движения на улицах города, населенных пунктах. Изучение правил дорожного движения опирается на решение программных задач формирования у детей умение ориентироваться в пространстве, когда они уже умеют различать и называть левую и правую сторону, середину, направление вперед, назад и т. д. Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно со всеми разделами программы, если на занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, физической культуре, музыкальных занятий, изобразительной деятельности, в повседневной жизни у детей формируются культура поведения, выдержка, дисциплина. Воспитатель знакомит детей с правилами дорожного движения, последовательно усложняя программные требования от занятия к занятию и от группы к группе. На третьем году жизни дети могут ориентироваться лишь в привычной для них обстановке. В пределах групповой комнаты они усваивают понятия близко- далеко, низко- высоко, маленький – большой. В течения года дети должны научиться различать легковые и грузовые машины, уметь называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, руль, двери. С этой целью воспитатель проводит с детьми наблюдения за различными видами транспорта. С детьми 3-4 лет воспитатель продолжает работу по расширению представлений об окружающем, формированию ориентировке в пространстве, учит понимать и употреблять понятия здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко. Она организует и постепенно направляет познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения. Детей знакомят с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Они узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах, а грузы возят на грузовых машинах. Представления о транспорте, улице, полученные детьми на занятиях, на прогулках постоянно закрепляются и расширяются при каждом удобном случае воспитателем и родителями. В течение года наблюдения и целевые прогулки периодически повторяются, с тем чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения. С детьми 4-5 лет воспитатель продолжает работу по развитию ориентировку в окружающем. Более широкой становится программа целевых прогулок. Воспитатель должна познакомить детей с трудом водителей, некоторыми видами транспорта; в легковых автомобилях и автобусах ездят люди, на грузовых машинах привозят в детский сад продукты и другие грузы, в кабине за рулем сидит шофер, он ведет машину быстро и осторожно, чтобы не произошла авария. С целью обогащения опыта детей, закрепления их представлений о транспорте на целевых прогулках проводятся наблюдения. Дети уточняют особенности передвижения. Определяют сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса, машины. Детей также знакомят с конкретными правилами дорожного движения, рассказывают им о назначении желтого сигнала светофора, объясняют правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороной тротуара; переходить дорогу только по переходу, при зеленом сигнале светофора. Воспитатель знакомит детей со словами «проезжая часть», «одностороннее и двухстороннее движение», «пешеход», «наземный (подземный) переход». В старших группах представления детей о правилах дорожного движения уточняются и дополняются. На экскурсиях, целевых прогулках закрепляются представления детей о проезжей части, осевой линии. Их знакомят с перекрестом, дорожными знаками ( «Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»). Дают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров:
Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения надо организовать так, чтобы знания, полученные на занятиях, на экскурсиях, прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Прежде всего детьми в подготовительной к школе группы необходимо закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения, полученные в других группах. С этой целью с детьми 6-7 лет проводятся наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигнализацией светофора. Расширяются знания детей о работе сотрудников ГИБДД. Продолжается знакомство со значением дорожных знаков. Закрепляется правильное употреблении пространственной терминологии (слева-справа, вверху- внизу, рядом, навстречу, посередине, напротив, вдоль и т.д.). Детей подготовительной к школе группы знакомят с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:
В работе с детьми подготовительной к школе группы большая роль отводится дидактическим и подвижным играм, развивающим ориентировку в пространстве: «Перебежки», «Горелки», «Стоп!». Закрепить у детей знания правил дорожного движения поможет совместная работа детского сада и семьи. Единые требования воспитателей и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице. По просьбе воспитателя родители могут уточнить названия улиц, по которым они идут в детский сад, значение встречающихся дорожных знаков, вспомнить правила дорожного движения по тротуару и перехода через дорогу. Таким образом, единство требования семьи и детского сада обеспечит успешную подготовку детей к обучению в школе, практическое применение и соблюдение ими правил дорожного движения.
|