«Система работы с детьми по знакомству с правилами дорожного движения» |
ПДД детям | |||
Автор: Мальгина Ирина Николаевна | |||
15.02.2018 23:02 | |||
«Система работы с детьми по знакомству с правилами дорожного движения» Автор: старший воспитатель Мальгина Ирина Николаевна Воспитание общей культуры поведения в детских садах начинается в младших группах, на третьем году жизни ребенка. С этого времени должна начинаться и его подготовка к пожизненной профессии участника движения, пешехода. Изучение правил дорожного движения опирается на решение задач формирования у детей умения ориентироваться в пространстве, когда они уже умеют различать и называть (в зависимости от возраста) левую и правую сторону, середину, направление вперед, назад и т.д. Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми видами детской деятельности, если на занятиях по формированию элементарных математических представлений, изодеятельности, двигательной и музыкальной деятельности, в повседневной жизни у детей формируются культура поведения, выдержка, дисциплина. В освоении детьми правил движения значительную роль играет конкретная четкая речь воспитателя. Он должен правильно называть направление, места нахождения предметов, использовать пространственную терминологию. Воспитатель знакомит детей с правилами дорожного движения, последовательно усложняя материал от занятия к занятию и от группы к группе.
На третьем году жизни дети могут ориентироваться лишь привычной для них обстановке. В пределах групповой комнаты они усваивают понятия близко -далеко, низко-высоко, большой-маленький. Перенесение этих же отношений в новую обстановку затрудняет их. Поэтому в работе с детьми младшей группы важное значение имеет дальнейшее формирование пространственной ориентировки. Начинать целесообразно на ограниченной плоскости (лист бумаги, стол). Воспитатель называет местоположение предмета на плоскости: «Положите цветные кружки вверху (внизу, по углам) листа бумаги». Дети не только уточняют место кружков на листе, но и занимают их цвет. В дальнейшем это поможет различать цветовые сигналы светофора. Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в группе должны быть книги, иллюстрации, игрушки с изображением разнообразных машин. Воспитатель учит детей правильно отвечать на вопросы: «Какие автомобили едут?», «Кто управляет автомобилем?» и т.д. Для развития ориентировки в пространстве, умения действовать по сигналу используются игры «Бегите ко мне», «Поезд», «К куклам в гости». В играх у детей закрепляются представление о направлении вперед-назад. С детьми 3-4 лет воспитатель продолжает работу по расширению представлений об окружающем, формированию ориентировки в пространстве, учит понимать и употреблять понятия здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко – это дает первоначальные элементарные знания правил дорожного движения. Детей знакомят с дорогой, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Они узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах и т.д. Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер. Он осторожно ведет машину. На занятиях по развитию элементарных математических представлений детей учат различать направления вперед, назад, сзади, налево, направо. Организация всей обстановки в группах, оформление игровых уголков способствует уточнению и закреплению пространственных ориентировок. С этой же целью воспитатель предлагает для игры различные машины. Количество игрушек должно быть достаточным для всех. Воспитатель подбирает книги, иллюстрированные яркими рисунками различных видов транспорта, объясняет их назначение, рассказывает о разных частях автомобиля. Большое место в ознакомлении детей четвертого года жизни с некоторыми правилами дорожного движения отводится прогулкам. Дети наблюдают за движением транспорта и пешеходов, узнают, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, учатся узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в окружающем. Например, в светофоре загорелся зеленый свет – и лишь после этого люди стали переходить дорогу. С детьми 4-5 лет воспитатель продолжает работу по развитию ориентировке в окружающем. Детей знакомят с конкретными правилами дорожного движения, рассказывают им о назначении желтого сигнала светофора, объяснять правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара; переходить дорогу только по переходу, при зеленом сигнале светофора. Воспитатель знакомит детей со словами «проезжая часть», «Одностороннее и двухстороннее движение», «пешеход», «наземный (подземный) переход». В старшей группе представления детей уточняются и дополняются. На экскурсиях, целевых прогулках закрепляются представления детей о проезжей части. Их знакомят с перекрестком, дорожными знаками ( «Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»). Дают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров. В подготовительной к школе группе необходимо закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения, полученные в других группах. Расширяются знания детей о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями, с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:
В работе с детьми старшего дошкольного возраста большая роль отводится дидактическим и подвижным играм, развивающим ориентировку в пространстве: «Перебежки», «Горелки», «Стоп». Эти игры активизируют мышление ребенка, ставят его перед необходимостью самостоятельно находить решение, использовать имеющие знания. Закрепить у детей знания правил дорожного движения помогает совместная работа детского сада и семьи. По просьбе воспитателя родители могут уточнить с детьми назначение встречающихся дорожных знаков, вспомнить правила дорожного движения по тротуару, и переходя через дорогу. И прежде всего родители должны быть примером для детей в выполнении правил дорожного движения.
|