Опыт работы по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста |
ПДД детям | |||
Автор: Егорова Гульнара Саломовна | |||
02.03.2018 15:07 | |||
Опыт работы по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №57 «Соловушка» г. Альметьевска» Обобщила: воспитатель 1 квалификационной категории Гульнара Саломовна Егорова РТ, г. Альметьевск, 2017г. Встал малыш на ноги – он уже пешеход. Проблема защиты от опасности возникла одновременно с появлением человека на земле. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. На современном этапе развития человечества педагогическая наука рассматривает «Формирование основ безопасности», в частности вопрос ознакомления дошкольников с «безопасностью на дороге», посредством правил дорожного движения, как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Поэтому в дошкольном учреждении расширены формы и организация работы по формированию правил безопасного поведения на дорогах. Анализ показал, что 60% информации дети получают на организованных занятиях, которые планируются эпизодически и лишь 40% — в ходе режимных моментов: прогулки, чтения художественной литературы, игровой деятельности. Проведённое анкетирование родителей, как из неформальных форм взаимодействия, на тему «Отношение родителей к обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах в ДОУ», показало, что 87% опрошенных родителей интересуются, увлечены, и уделяют внимание безопасному поведению детей на дорогах; а 13% родители требуют внимания к себе по направлению профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Цель работы: Организация видов деятельности по формированию правил безопасного поведения на дорогах, способствующих развитию детей (п. 3. 2. 5. ФГОС ДО). Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:
Ведущей педагогической идей опыта становится в определении путей повышения эффективности формирования у дошкольников представлений о правилах дорожного движения посредством социально-значимых подходов, которые позволяют стимулировать детей к сознательному изучению правил безопасного поведения, опираясь на опыт и социальную активность взрослых. Длительность работы над опытом. Работа над опытом охватывает период с сентября 2014 года по май 2018года и разделена на несколько этапов. I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2014 – ноябрь 2014 года. Данный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор и разработку диагностического материала, выявление уровня сформированности у дошкольников представлений о правилах дорожного движения. II этап – основной (формирующий) – ноябрь 2014 – март 2017 года. Были разработаны и апробированы в условиях дошкольного образовательного учреждения: перспективные планы, цикл занятий по формированию основ безопасного поведения на дорогах с воспитанниками 3-7 лет, согласно плану – программы «Автостоп». Применение инновационных технологий: социально-значимые акции, проектная деятельность, проблемные ситуации, творческие мастерские, ИКТ, СМИ, интервьюирование, квесты, сетевое взаимодействие, игровая деятельность, школа игровых наук, телемост, инструктажи безопасности. Организовывала просветительскую работу с родителями, направленная на привлечение внимания детей, родителей, общественности к вопросам безопасности на дороге. III этап – заключительный (контрольный) – март 2017 – май 2018 год. Мониторинг уровня сформированности готовности детей дошкольного возраста к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах в соответствии с ФГОС ДО на заключительном этапе показал успешность выбранных современных форм работы для решения обозначенной педагогической проблемы. Ожидаемый результат:
В своей деятельности руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами:
Воспитательно-образовательный процесс по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста ведется на основании следующих программ:
Разработан комплексно-тематический план, на его основании перспективный план работы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» раздел «Безопасность», который (раздел) осуществляется 1 раз в месяц. План работы по профилактике и предупреждению ДДТТ на учебный год планируется по следующим направлениям:
В детском саду функционирует мини-библиотека, где собрана детская художественная литература и учебно-методическая для родителей. В холе детского сада размещены обучающие стенды для детей и информационные для родителей. В группе используются: дидактические игры, наглядные пособия, демонстрационный и раздаточный материалы при организации образовательной и игровой деятельности. Действующая совместная творческая выставка радует детей и родителей. А на официальном сайте ДОУ в разделе «Безопасность» родители узнают об изменениях и дополнениях в Правилах дорожного движения, о конкурсах, результатах и о жизни детей в детском саду. Сетевое взаимодействие как одна из форм, повышения эффективности работы по формированию у дошкольников представлений о безопасном поведении детей на дорогах. Такая форма позволяет расширить социальное партнерство и поделиться опытом работы внедрения инновационных образовательных программ, содействует пропаганде детского дорожно-транспортного травматизма с привлечением взрослых:
В течение 4-х лет приняли участие в профессиональных и творческих конкурсах разных уровней, где были отмечены сертификатами и дипломами: Городской конкурс чтецов «Дорога безопасности» — среди воспитанников ДОУ АМР /воспитанник Ходеева Евгения, Диплом победителя, 2014г.; грамота за авторство воспитателю Егоровой Г.С. по приказу УО АМР РТ № 562 от 23. 04. 2014/;
Участник городского конкурса по профилактике и предупреждению ДДТТ «Светофорик» /Диплом 2 место – 2014г., 2017/; Участник городского спортивного мероприятия «На приз Деда Мороза» по формированию правил безопасного поведения на дорогах и приобщения подрастающего поколения к здоровому образу жизни /Диплом 1 место – 2015г. /; Организаторы городского конкурса «На приз Деда Мороза» 2018г. Участие в городском конкурсе «Лучшее оформление велосипеда и костюма участника велозаезда» /Диплом 1 место – 2016г/; Участник Регионального семинара-практикума:
На протяжении 3-х лет являюсь секретарем городского методического объединения «Школа безопасности». Выводы: Таким образом, использованные в ходе работы инновационных технологий, эффективных форм обучения, разнообразие приемов и средств, позволили подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в транспортном мире. Считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, сотрудников ОГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. ПЛАНЫ НА 2017-2019гг:
|