Хоменко Лилия Анатольевна Воспитатель 2К МАДОУ Детский сад № 69 "Ладушки" г.Старый Оскол Белгородской области
Безопасность на дороге детей была и остаётся одной из самых острых проблем современности. Как уберечь детей, предотвратить трагедию семьи, никогда не испытать боль бессмысленной и невосполнимой утраты? В городе Старый Оскол за последние годы много сделано для улучшения дорожного движения: благоустраиваются дороги, строятся тротуары и пешеходные дорожки, внедряются современные средства регулирования движения. Однако принимаемые меры перечёркиваются противоправным поведением участников дорожного движения, недисциплинированностью пешеходов.
Помощь обществу в решении этой проблемы первыми могут оказать воспитатели детских садов. В дошкольном возрасте восприимчивость у детей к обучению высока, а навыки легко формируются и прочно закрепляются. Посредством развития и обогащения жизненного опыта можно достичь значительных результатов в овладении основными понятиями, умениями и навыками, которые в дальнейшем будут способствовать повышению уровня культуры их поведения на улицах города. Правила дорожного движения едины для взрослых и детей, но, к сожалению, они написаны только «взрослым» языком, поэтому главной своей целью и задачей для родителей, считаем умение доступно объяснить правила ребёнку. Анализируя свою практическую работу с детьми, мы сделали вывод о том, что отличное знание Правил дорожного движения само по себе не гарантирует малышу безопасности. Необходимо разработать такие технологии, которые эффективно будут формировать устойчивые практические навыки у детей для применения их в сложных дорожных ситуациях. Обучая детей Правилам дорожного движения, старалцеь использовать все доступные формы и методы работы. Это - беседы, игры - тренинги, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видео- и диафильмов, настольные, дидактические игры. Проводились специальные занятая но разработанному перспективному плану, на которых дети не только получали знания, но и отрабатывали практические навыки, занятия в авто-городке с участием сотрудников автоинспекции. Полученные знания закрепляли в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Пользовались такими приёмами: использовали свой и родительский авторитет, нежелание ребёнка огорчить взрослых плохим поведением, организовывали игровые ситуации для введения детей в роль культурных пешеходов с положительными привычками, давали чёткую мотивацию правильного поведения: «Это нужно для меня», «Я буду хорошим пешеходом» Наиболее эффективным оказалось ситуативное обучение - систематизация и анализ типичных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. В процессе учёбы дети наблюдали за реальной обстановкой на дороге, ситуацией воспроизводимой на макете, схеме или в авто-городке. Затем давали оценку действиям участникам дорожного движения, составляли рассказы о том, как бы я поступил в этой ситуации? Очень нравятся дошкольникам занятия, где им предлагается выполнять самостоятельно какие-либо задания: пройти лабиринт и помочь кому-то, раскрасить дорожные знаки или дорисовать недостающие элементы, найти правильный выход из сложившейся дорожной ситуации, решить кроссворд, логическую задачу. Отрабатывая практические навыки, объясняли детям, какая ошибка совершается наиболее часто: решив перейти проезжую часть, не осмотревшись и не остановившись, некоторые дети сразу же выходят, а иногда и выбегают на проезжую часть дороги. Что может произойти? Человека транспорт сильно ударяет, отбрасывает его в сторону на несколько метров и может даже переехать. Как выработать у детей навык наблюдения за проезжей частью и объяснить правила её перехода? Например, можно так: дети подходят к пешеходному переходу, останавливаются (заостряю внимание на обязательной остановке). Затем подчёркнутым движением поворачивают голову влево, потом направо и ещё раз налево, убедившись в безопасности, строго под прямым углом к проезжей части, дети, не спеша, переходят дорогу. Нельзя бежать, разговаривать, толкаться. Дойдя до середины, останавливаются и поворачивают голову направо, налево и ещё раз направо. Рассказывается, как вести себя на середине проезжей части, если пришлось сделать вынужденную остановку. А вот как отрабатывались навыки предвидения опасности на проезжей части: несколько детей на велосипедах, или с игрушечным транспортом располагались на дорожке за кустами так, чтобы их не было видно. Рассказывалось, какую ошибку часто делают дети: видят, что опасности нет, и выбегают, не посмотрев по сторонам, прямо на проезжую часть. А транспорт появляется из-за кустов, ведь водитель не ожидает появления человека в месте, где нет перехода. Потом дети смотрят, как, ранее не видимые, появляются и проезжают транспортные средства. Руководя их деятельностью, всегда старались поощрить правильное поведение, а не наказывать за нарушения. Особое значение всегда придавалось необходимости развивать мышление: умению обрабатывать полученную информацию, подключать знания, полученные от родителей, взрослых, от средств массовой информации (телевидение, радио, кино). Ведь от того, насколько развиты мыслительные навыки, зависят скорость и точность оценки дорожной обстановки и прогноза её развития. На занятиях по психоэмоциональной разгрузке обучали воспитанников способам психологического тренинга в неординарных ситуациях, которые могут произойти на дороге, по необходимости проводили психотерапию детских страхов «Внимание! Автомобиль!», «Если не успел на зелёный сигнал светофора?» Большое внимание уделялось созданию предметно-развивающей среды. Совместными усилиями детей и родителей создали уголок безопасности дорожного движения. Он включает в себя: игрушки - автомобили, модели средств регулирования дорожного движения (светофор, дорожные знаки), фигурки пешеходов, макеты различных зданий, деревья, схему перекрёстка и дорог, настольно - печатные игры: «Изучаем дорожные знаки», «Мой путь в школу», «Расставь знаки» и другие, плакаты, кубики, сюжетные картинки с дорожными ситуациями, атрибуты для сюжегно- ролевых игр (рули, шапочки, нагрудные знаки и символы, оборудование для ремонтных мастерских и автозаправочной станции). Вместе с детьми изготовили занимательный материал: альбом с кроссвордами, логическими заданиями, альбом с подборкой стихотворений и рисунками «Азбуку дорожную знать каждому положено», собрали небольшую библиотеку детских книг на дорожную тематику, серии раскрасок. Проделанная работа вызвала живой интерес у детей, особенно у мальчиков. Так многие стали коллекционировать модели автомобилей, собирали вырезки из журналов на тему «Транспорт», из конструкторов изготавливали автомобиль будущего. Любимыми стали сюжетно-ролевые игры: «Улица», «Поездка на автобусе», «Бензозаправочная станция», «Прогулка по городу», «Станция техобслуживания» и другие. Одним из направлений работы по профилактике детского дорожного травматизма является взаимодействие с родителями воспитанников. Ведь родители - это и пешеходы, которые личным примером воспитывают наших детей, и водители, в салонах автомобилей которых сидят дети, и пассажиры городского транспорта. В работе использовались различные формы работы с семьями: индивидуальный диалог с отдельными родителями, приобщение к чтению популярной литературы о культуре поведения, приглашение родителей на дискуссионные встречи с участием инспектора ГИБДД, врача - травматолога, проведение показательных мероприятий, практических занятий, например, «Оказание первой медицинской помощи в случае ДТП», размещение информации на стендах, ширмах, папках - передвижках и её регулярное обновление, раздача информационных писем, буклетов, памяток, тематические собрания, изучение положительного опыта семейного воспитания. Итоги наблюдений и данные диагностического обследования позволяют сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. У детей произошли значительные изменения. Они не только рассказывали, но и показывали (сами составляли дорожные ситуации, дорисовывали недостающие элементы рисунка, показывали движением рук, головы, положением тела) и проговаривали вслух свои действия. В поведении исчезла суетливость, неуравновешенность, спешка, бегающий взгляд. Появился навык наблюдения, у большинства детей сформированы навыки «переключения на проезжую часть» и «переключения на самоконтроль». Родители больше внимания и времени стали уделять данной проблеме. Повысилась их ответственность за жизнь и здоровье ребёнка, и понимание личного примера ответственного поведения. Несомненно, что проведённая работа оказывает положительное влияние на снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Список литературы: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина Учебно-методическое пособие по основам безопасности и жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. М. 2004 Э.Я. Степаненкова, М.Ф. Филенко Дошкольникам о правилах дорожного движения. М. 2003 Л.Б. Поддубная Правила дорожного движения в младших группах. Волгоград, 2009 Т.П. Гарнышева Как научить детей ПДД, Санкт-Петербург, 2010 г К.Ю. Белая, В.Н. Зимонова, Л.К. Кондрыкина Твоя безопасность, М. 2000 О.В. Яременко Твой друг – автомобиль. М. 2001 г. И.В. Ковалева Конкурсы виторины. Ростов-на-Дону 2001 г.
|